В день особого почитания Казанской иконы Божией Матери митрополит Георгий совершил богослужения в Серафимо-Дивеевском монастыре
21 июля в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре отметили день особого почитания Казанской иконы Божией Матери.
Текст Надежды Муравьевой
21 июля в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре отметили день особого почитания Казанской иконы Божией Матери.
Праздничные богослужения состоялись в Троицком соборе обители, где были совершены молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Нижегородскому архипастырю сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, благочинный Дивеевского округа и старший священник обители иерей Владимир Каргин, настоятель Чердынского Иоанно-Богословского монастыря Соликамской епархии (Пермская митрополия) игумен Герасим (Гаврилович), наместник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Кирилл (Зинковский), руководитель организационного отдела и отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев.
На богослужениях вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) и сестры обители, настоятельница Чердынского Воскресенского женского монастыря Соликамской епархии (Пермская митрополия) игумения Афанасия (Майданович), а также руководитель нижегородского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, директор школы №187 Валерий Малинин.
По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира .
По окончании литургии ее участники прошли крестным ходом по святой Канавке.
Затем в соборе настоятельница монастыря выразила архипастырю благодарность за визит и совершенное богослужение, преподнесла митрополиту Георгию и епископу Иннокентию заздравные просфоры и иконы Божией Матери «Казанская».
Обратившись к собравшимся со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией Матери.
Справка:
Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошло 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года. После покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1552 году Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой, из татарского плена были освобождены 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом евангельской истины, новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около Никольской церкви, истребил часть города и обратил в пепел половину казанского кремля. Злорадствовали противники православия, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но Пресвятая Богородица послала Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, скрытую в земле. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали копать там и обрели святой образ. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святыню в близлежащий храм во имя святителя Николая, откуда после молебна икона с крестным ходом прибыла в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый царем Иоанном Васильевичем. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с образа, явленного в Казани, изложение обстоятельств его обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению чудотворного образа, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где совершили первый молебен перед Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшой образ, обретенный девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стал вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В период польского нашествия 1605-1612 годов, который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Вскоре ополчение Минина и Пожарского направилось к Москве.
Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Известно, что перед штурмом Москвы ополченцы три дня постились и творили усердные молитвы перед Казанской иконой.
После изгнания поляков из города князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года оно стало всероссийским. Праздник широко отмечался в России вплоть до 1917 года, после революции же был предан забвению. Возродилась традиция в 2005 году, когда в России появился новый государственный праздник — День народного единства. Установлен он в память о том же событии и в тот же день — 4 ноября.
В 2005 году именно Нижний Новгород стал центром торжеств по случаю Дня народного единства. Возглавил их Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Казанская церковь Серафимо-Дивеевского монастыря имеет особое значение для обители и истории русской святости, поскольку именно с этого храма началась история монастыря. На этом месте основала церковь первоначальница Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова), здесь ей явилась Матерь Божия и сказала пророческие слова о том, что тут Она Сама трудами преподобной Александры основывает великую женскую обитель, Четвертый Удел Свой на земле – после Афона, Иверии и Киево-Печерской Лавры.
Строительство каменного Казанского храма было закончено в 1779 году. По его сооружении преподобная Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, а из Киева — частицы святых мощей.
Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма Гроба Господня. «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого нет и подобного! – говорил преподобный Серафим. – При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется, только три церкви со всего света будут взяты целиком, неразрушенными на небо: одна в Киево-Печерской Лавре, другая… (забылось дивеевскими сестрами), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! ».
В советское время храм был закрыт. В здании размещались общежитие педтехникума, мастерские, потом — склад.
В 1992 году Казанскую церковь передали монастырю. В 2000 году были обретены святые мощи преподобных жен дивеевских – Александры, Марфы и Елены, погребенных у стен Казанского храма. Ныне они покоятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая, как и храм Рождества Христова, была пристроена к Казанской церкви учеником и помощником преподобного Серафима Михаилом Васильевичем Мантуровым по благословению старца.
В преддверии торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия началась реставрация Казанского храма.
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. 14 июля 2004 года были освящены и подняты на ярусы колокольни новые колокола, а 31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, освятили главный престол восстановленной Казанской церкви.
В 2004 году 8 сентября был освящен Стефановский придел, а 17 октября— Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек.
Строительные работы по возведению новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение придела в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа 2008 года – придела в честь преподобных жен дивеевских Александры, Марфы и Елены. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября этого же года. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил 3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором.
В Казанском соборе почивают святые мощи дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны (Власовой).
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Последние новости
Резкое похолодание в Краснодарском крае: от тепла к зимнему холоду
Жителей региона предупреждают о возможных последствиях.
Встреча финалистов конкурса «Правосудие 2.0» в Нижнем Новгороде
Научный редактор Роман Ярцев обсудил важные аспекты правосудия с участниками конкурса.
Форум правосудия «Пермский период» в Нижегородском регионе
Представители региона активно участвуют в обсуждении вопросов правосудия.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований