Афон: история одного путешествия
Таким Афоном я прежде не жил. Весна, еще окончательно не разбудила певчий народец и только зяблик то тут, то там возглашал благодарственные гимны.
Таким Афоном я прежде не жил. Весна, еще окончательно не разбудила певчий народец и только зяблик то тут, то там возглашал благодарственные гимны. Не пленил еще Испанский дрок Святую гору благоухающей смесью акации и жасмина; и облака были исполнены очистительных слез. Душа томилась от всего что в мире, и не находила утешения в лице Земли. Было зябко и я здорово пожалел, что не сложил в рюкзак тёплую одежду.
Само снаряжение на Афон было мучительным. Перед поездкой начались во всём несклады, казалось вот-вот и всё сорвётся. В душе я согласился с любым исходом: как будет, так будет. Всё решилось в самый последний момент, буквально в притык. Воле Божьей было угодно, чтобы я посетил удел Святой Богородицы. Однако забота о близком, оставшемся дома в печали - саднила моё сердце, и тревога не отпускала меня, до того самого дня, пока Промысел не свёл нашу компанию с проводником, из Украины, Николаем. Это была первая волна отрезвления, которая встряхнула меня от душевных нестроений.
Встреча с Николаем
Николая я сходу не понял. Первый же его «выпад» в мою сторону я расценил как фамильярность. Уже и не припомню какой случай стал причиной, но гордыня моя, раздутая до вселенского масштаба, была уязвлена до самого основания. Я дал понять Николаю, что оценил его «издёвку» и в следующий раз не потерплю подобного обращения. Он тут же стал кротким как овечка и виновато опустил глаза. Позже, когда я присмотрелся, - а не присмотреться я не мог, уж слишком поведение Коли выпадало из привычного образа поведения мирян, - меня уже не оставляла мысль, что это была своеобразная форма реакции, на «неадекватные» действия своих подопечных, паломников.
Николаю - 34 года. По образованию – филолог
Свято-Пантелеимонов монастырь
У входа в храм стоит отец Соломон. «Христос Воскресе»! – приветствуем его. «Воистину Воскресе» – отвечает.
Как поживаете отче? – спрашиваю.
Отец Соломон, с какой-то подозрительностью глянул на меня: Ничего, Божьей милостью. Молимся.
Мы приложились к святыням и уже на выходе, отец Соломон обращается к нам со словами: Украинцы есть?
Мы-то, по инерции: «Нет! Из Молдавии мы». А Коля-то - украинец! Возникла ужасная пауза. Видно было, как Николаю стало не по себе.
Коля: Я с Украины. А что не так?
Отец Соломон тоже смутился: Да, есть указание проводить работу среди украинских паломников, относительно томаса.
После, мы все дружно замолчали, минут на пять-семь, пока чувство неудобства не переросло в душевное огорчение. Мы заполнили поминальные записки и подали их отцу Соломону.
Андрюша, брат мой, увидев в моей руке двадцать евро, обращает мой взгляд на небольшую бумажку, которая висит над окошком, за которым как раз и сидит отец Соломон. Бумажка гласит, примерно так: Одно поминальное имя – соответствует 0.5 евро центам.
Я доложил недостающую банкноту и подал в окно.
Отец Соломон: Вы посчитали? Тут точная сумма?..
Из Кутлумуша – в Хиландар
Проезжая мимо заготовленных дров, находящихся довольно-таки далеко от обители, Николай вспомнил, как один из прежних паломников задал ему вопрос: А почему дрова находятся на таком расстоянии от келии? Николай ему ответил примерно так: Когда паломники ведут себя неразумно, то обычно именно здесь удобнее всего сжигать их. В его словах, при этом, звучала какая-то детскость, игривость. Именно с этого момента, я стал воспринимать поведение Николая, как разновидность юродства. А то обстоятельство, что Николая, как гида, нам порекомендовал наш любимый патер Хризостом, только добавило весу моей догадке.
Дровница, сложенная сербской братией. Келия Саввы Сербского
Второй день пребывания на Горе с самого утра заблистал лучами. Стало тепло и телу, и душе. А ещё – было легко и ясно на душе, после вечерни и утренней службы в Кутлумуше. Всё мирское улетучилось, - ангельское присовокупилось.
Констамонит
Прибыв на место, я как обычно побежал фотографировать стены монастыря. Оббегая обитель с правой стороны, увидел двух монахов, распиливающих дрова, на пилораме. Один был в очках и в обычном монашеском одеянии, а второй в скуфейке и в тельняшке. Афонская морская пехота – подумал я.
Тот что в очках, что-то буркнул тому, что в тельняшке: «Фотограф» – только и донеслось до меня. «Русские» – смекнул я.
Монастырь - 20-ый в афонской иерархии, посвящен святому первомученику Стефану
Что бросилось в глаза – монастырь в плачевном состоянии: копоть на сводах и белая соль, от просачивающихся осадков. Фасад монастыря, кое-где разрушается и вот-вот обвалится. Да и по архондарику видно, что братия, мягко говоря, живет более чем скромно. Монастырское начальство денег от спонсоров (и Европы) не принимает; всё восстанавливают своими силами.
Констамонит – греческий монастырь; 5-ть насельников из них - русские.
Главный соборный храм
Приложившись к святыням, вышел из храма, и через окошко похожего на веранду помещения, гляжу во двор. Монах в тельняшке разговаривает с монахом, в камуфлированной спецовке по-русски. Ребятам от 30-ти до 35-ти. Подхожу…
Я: Христос Воскресе!
Братия: Воистину Воскресе!
Я: Русские?
Тот что в тельняшке: Русские.
- Представляюсь им.
Я: Могу с вами поговорить.
В тельняшке: Можно.
Я: Как вас зовут? – обращаюсь к «морячку».
В тельняшке: Александр.
Я: А вас? – к тому что в камуфляже.
В камуфляже: Георгий.
Я: Сколько лет вы уже здесь подвизаетесь?
Александр: Пять лет.
Я: Что скажете ребята, как вам здесь?
Александр, с каким-то задором: У нас-то хорошо, не то что у вас. У нас тут нет ваших проблем (имеется в виду - мирских) ... Вы так глядите на нас... - смеются.
Раз так, пытаюсь разыгрывать мирскую карту: Вам тут не тоскливо?
Александр поднял брови: Совсем не тоскливо! С чего вы взяли?
Я: Ну, литургия-послушание; послушание-литургия…
Александр в миг преобразился, лицо стало строгим, одухотворенным: Нет, не тоскливо. Ни одна литургия не повторяется. Нет ни одной повторяющейся, похожей друг на друга службы.
Я: Вы говорите по-гречески?
Александр: Нет ещё. Очень плохо говорим.
Я: Как же вы служите?
Александр: Ну, литургию-то мы знаем. Стоим молимся, если чего-то не понимаем..
Я: Вы разрешите сфотографировать вас?
Александр: Вообще-то у нас нет благословения на это, но если вы сфотографируете нас, когда мы находимся в стороне, и не видим вас, то мы не против.
Я: Спасибо ребята. Рад был пообщаться с вами.
Морская пехота Констамонита - монах Александр
Тишина. Вокруг меня, и повсюду, дышит любовь. А во мне – тихая радость и покой. Иногда сладостный ветерок сливается с моим сердцем и теперь уже я сам становлюсь той любовью, которая не то всегда сопровождала меня – но я её не узнавал, не то тайно выбрала час свой и объяла меня всецело.
Маруда ́
*Маруда (Marouda) ласкательное - Мариюшка (Богородица)
У входа в келию, почти во вратах, паломников встречает икона Праведной Анны с младеницей Марией, очень интересного письма.
Третья радость: Настоящая любовь
Афонская келья Рождества Пресвятой Богородицы Маруда ́ находится в подчинении обители Хиландар и расположена рядом с Кареей (административным центром Афона).
По дороге в Хиландар, Николай набрал в Кареесе кофе и гостинцы. Собираемся посетить старца Макария.
На келии подвизается два монаха-грека: Геронда Макарий и отец Георгий.
Первая попытка попасть в Маруду оказалась неуспешной. Геронда Макарий нас не смог принять.
На обратном пути мы вновь заскочили в Маруду.
Встреча была сногсшибательная! Помню, что сначала был восклик радости. Геронда обнял Николая, а Коля обвился вокруг геронды и как ластящийся котёнок, заложил свою шею аж за затылок геронды. После, они обменялись парой реплик и старец вновь, охватив шею Коли целовал его в темечко, приговаривая: это мой сын. Глаза Николая лучились и были полны любви к геронде.
Без преувеличения, я увидел настоящую любовь между духовником и послушником. Настоящая любовь во Христе. Никогда прежде мне не доводилось видеть такого проявления чувств. Эту встречу я буду помнить всю свою жизнь. Именно так мы-христиане должны любить друг друга.
Слева от старца - мой брат Андрей, справа - Николай
Если опустить эмоциональную составляющую, от того восторга, - а он таки посетил меня, к заключительной части встречи, - то можно было бы, подметить два момента характеризующих старца. Первый – скромность, радость, открытость, любвиобилие – это то что на виду, и второй - внутренняя строгость по отношению к себе.
Характерный пример: Артур (крестный отец моего сына) проявлял нескрываемый интерес ко всему, что окружало его во дворе келии – он то записывал что-то в своем дневнике, - чем здорово «позабавил» старца - то метался с фотоаппаратом, не решаясь сделать снимок (те, кто бывал на Афоне, знают, что без благословения снимать здесь нельзя; и монахи не сильно жалуют человека с фотоаппаратом).
Геронда отвлекся от беседы с нами и говорит: Можешь фотографировать что хочешь и где хочешь.
Артур: Правда? Где хочу? – и был таков.
В тот момент мы с отцом Макарием говорили о Троице, о сложности понимания. В особенности, меня интересовал тот момент, что мусульмане и иудеи чаще всего подвергают атаке именно этот Догмат.
Геронда рассказал нам историю, как к одному православному монаху привели 10-ть мусульман, для ознакомления с вероучением. Спустя несколько дней, к монаху вернулся только один мусульманин. Монах спросил старца, почему мусульмане уходят от него?
Старец спросил этого монаха: о чем ты разговаривал с мусульманами?
Монах: о Троице.
Старец: Ты говори им о любви Христовой.
Через некоторое время, к монаху вернулись все 10-мусульман.
Примерно таков же был «приём» старца и в отношении понятия о спасении: «Спасение – это не магия. Старайся жить, не умножая греха». - Я было хотел привести пример св. Макария Великого, - когда он был в одном шаге от Рая, и сатана, искушая его сказал: «Эх, Макарий, перехитрил ты меня – спасся». Но забвение накрыло меня, так, что я никак не мог вспомнить заключительный эпизод из жизни Макария Великого.
Уже будучи дома, перелистывая самые яркие воспоминания, я стал находить много общего у геронды Макария со святым Порфирием Кавсакаливитом – оба они ставят важность любви, в первую очередь.
О. Макарий Сане: ану-ка покажи свою косичку.
Встреча со старцем была коротка. Во всяком случае мне так показалось. Хотя, уверяю вас, сколько бы вам не выпало пообщаться с отцом Макарием, времени всегда будет мало.
Перед отъездом, мы с моим братом Андреем попросили геронду рассудить наши внутренние «якоря». Батюшка не только не отказал нам, но более того – «снял с нас замутнённые очки, оттёр их, и мы увидели яркие оттенки той части жизни, которые считали унылыми и беспросветными». За что мы ему очень благодарны и кланяемся ему до земли.
Когда мы уже покидали Маруду, я раза четыре, прощаясь, испрашивал благословения, всё никак не мог насытиться. Под конец, геронда улыбнулся и сказал: ну всё! хватит с тебя благословений.
Ивирон (Иверский монастырь)
Случай в архондарике Ивирона
После того, как все места были распределены, я Николаю предложил своё место, с удобной кроватью. Он принял мой жест, почему-то, не как предложение расположиться более комфортно (тахта, выпавшая Николаю, походила больше на больничную койку – койка была коротка и у изголовья не было валика, ограничивающего движения подушки), а как заведомо стеснённое условие. Коля с готовностью согласился со мной поменяться, чтобы самому принять на себя любые неудобства, он просто желал дискомфорта. Когда я пригвоздил его вопросом: К чему такая жертва? Коля тут же мне открылся: Я хочу с вашей помощью, чтобы ангел, - что с правой стороны от меня, - засчитал мне больше добрых дел. Я сказал, что мы тебе с удовольствием в этом поможем, но только, не за счет наглого отношения к тебе. Николай засиял улыбкой. Вы бы видели его глаза…
- Помню, как-то я сказал Коле: по-моему, тебе надо было бы учиться на богословском отделении. Я рассчитывал, на то что Николай станет отстаивать свой осознанный выбор, но Коля мне совершенно просто ответил, типа: Ничего страшного! Ещё не поздно… (небольшая ремарочка. Спустя несколько минут после публикации, брат Андрей отписал мне каков был на самом деле ответ Николая. Привожу слова брата: "Коля тогда по-моему ответил: Богословие никуда от меня не убежит... И я никуда от богословия не убегу ".
С этого момента, я стал воспринимать Николая, как монаха в миру.
Эпатаж от Николая
Когда я отсутствовал, в архондарике произошел очень интересный разговор между Николаем, Саней (моим сыном) и Артуром. Мне поведал эту историю сын.
За малозначащими разговорами, Артур, вдруг, заинтересовался: Коля, у вас есть дети? –
- Есть. – ответил Коля. – Трое. И все – трое, от разных женщин.
Артур был чрезвычайно удивлен. Полагаю, что у Артура никак не вязался образ
благообразного Николая, с образом распутника.
Поскольку, Коля не собирался скоро открываться, Артур, в непонятке, ушел приводить себя
порядок – благо, вечер уже отдавал свои права ночи. Когда же Артур окончательно скрылся с
глаз, Николай склонился к Сане и произнес:
- У меня трое детей, которых я покрестил. Все трое – от разных женщин. – Потом улыбнулся и
добавил: Ты только не говори Артуру.
П.С. К сожалению, еще много есть чего рассказать, но я сильно ограничен во времени, во всяком случае сейчас. Если Господь сподобит, то соберусь и сделаю обзор тех встреч, на Афоне, которые глубоко отпечатались в моей памяти.
Перед тем как отправиться на Святую Гору, мы всей командой - Братом Андреем, сыном Саней и друзьями, - заехали в гости к отцу Хризостому. В своём ЖЖ я написал небольшой очерк, если интересно, прошу сюда: Проект «Великая Албания» в действии
Не устану благодарить своих благодетелей – брата Андрея Генова и Андрея Мацолу, которые подарили мне эту бесценную возможность жить Афоном. Мои молитвы с вами. †
Мои темы об Афоне:
Афон: Один день в Симонопетра
Иверский монастырь
Провата: келия св.Иоанна Богослова
Афон: Ущелье исихастов
Карулья: Афонская пустынь
Афон: Катунаки
Последние новости
Трейлер фильма «Маэстро» вызвал интерес у зрителей
Премьера ожидается в следующем месяце.
Нижегородцы стали жертвами жестокого нападения
В Нижнем Новгороде произошел инцидент, который шокировал местное население.
Новый взгляд на хоккейный клуб: перспективы и вызовы
Хоккейный клуб сталкивается с новыми вызовами и возможностями в текущем сезоне.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией