31 июля. Святого мученика Емилиана Доростольского. Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского. Преподобного Памвы Нитрийского, пустынника.
18 июля по старому стилю / 31 июля по новому стилю среда Седмица 6-я по Пятидесятнице.
18 июля по старому стилю / 31 июля по новому стилю
среда
Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас 4.
День постный.
Пища с растительным маслом
Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV).
Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника (IV).
1 Кор., 127 зач., II, 9 – III, 8. Мф., 53 зач., XIII, 31–36, и за четверг: 1 Кор., 129 зач., III, 18–23. Мф., 54 зач., XIII, 36–43.
Тропарь мученика Емилиана, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Емилиа́н/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Емилиана, глас 3:
Боже́ственною ре́вностию распала́емь,/ огня́ сослужа́щаго не устраши́лся еси́,/ но возше́д небоя́зненно во́лею,/ возгнеща́ющим огне́м всесожже́гся,/ и Влады́це, я́ко же́ртва, прине́слся еси́,/ му́чениче сла́вне Емилиа́не,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Мысли свт. Феофана Затворника
(1Кор.3:18–23; Мф.13:36–43)
«И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:42,43).
Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре чрез борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком вовне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу.
Побеждающий освобождается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне и где они совнутрь, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.
Святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361–363). Желая восстановить в Римской империи культ языческих богов, Юлиан разослал по всем областям указ, согласно которому всех христиан следовало предавать смерти.
В город Доростол, расположенный на берегу реки Дуная, где жил святой Емилиан, был направлен сановник Капитолин. Императорский указ был прочитан на городской площади. Жители Доростола утверждали, что христиан в городе нет.
Святой Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, святой Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъяренная толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан громко крикнул, чтобы не трогали невинного человека, и сказал, что сам капище разрушил. Его схватили и повлекли к судье Капитолину. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Костер угас, святой Емилиан лег на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу († 363). Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда и перенесли его святые мощи.
Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, подвизался в Киево-Печерской лавре.
Подвижник рассказывал, что от самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее – ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных». С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной и жестокой была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть. Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца: «Господи Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнию и прогони его». Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее, и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, – был ответ, – навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым – легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа (Прекрасного)». Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.
Святой мученик Иакинф.
Святой мученик Иакинф родился в четвертом веке в городе Амастриде на берегу Черного моря, в семье христиан Феоклита и Феопилы. Имя ему дал явившийся родителям ангел. Когда святому Иакинфу было три года, он попросил у Бога воскресить умершего ребенка, и Господь услышал его детскую молитву – почивший воскрес. Впоследствии мальчики росли вместе. Достигнув старости и совершив много чудес, святой Иакинф пострадал от язычников. Однажды он увидел, как язычники поклонялись дереву, и срубил его. За это святого, связав веревками, поволокли по земле и бросили в темницу. Там мученик Иакинф Амастридский и преставился к Богу.
Преподобный Памва (IV) подвизался в Нитрийской пустыне Египта. Преподобный Антоний Великий (память 17 января) говорил, что преподобный Памва страхом Божиим вселил в себя Духа Святого. А преподобный Пимен Великий (память 27 августа) говорил: «Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие». Преподобный Феодор Студит называл святого Памву «высоким в деле и слове».
В начале своего иночества святой Памва услышал стих из 38-го псалма Давида «сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим». Эти слова глубоко запали в его душу, и он стремился следовать им всегда. Поэтому, когда его о чем-либо спрашивали, он отвечал только после долгого размышления и молитвы, опасаясь сказать что-либо, о чем впоследствии мог бы пожалеть. Святой Памва был образцом трудолюбия для своих учеников. Каждый день он работал до утомления, питался хлебом, заработанным собственным трудом.
Учениками преподобного Памвы были великие подвижники: Диоскор (впоследствии епископ Ермопольский) (Диоскора, епископа Ермопольского, следует отличать от другого Диоскора – ересиарха, патриарха Александрийского, жившего значительно позднее и осужденного IV Вселенским Собором), Аммоний, Евсевий и Евфимий, упоминаемые в житии святителя Иоанна Златоуста. Однажды преподобная Мелания Римляныня (память 31 декабря) принесла святому Памве большое количество серебра на нужды монастыря, но он не оставил своей работы и даже не взглянул на принесенные деньги. Лишь после усиленных просьб святой Мелании он позволил ей отдать принесенную милостыню одному брату для распределения среди бедных монастырей. Святой Памва отличался смирением, но вместе с тем высоко ценил звание инока и учил мирян с почтением относиться к монашествующим, которые чаще беседуют с Богом. Преподобный скончался в возрасте 70 лет. Поведав братии, стоявшей у его смертного одра, о том, к каким добродетелям он стремился в своей жизни, святой Памва сказал: «Однако я отхожу ко Господу так, как будто и не начинал Богоугодно и по-иночески жить».
Преподобный Памва, Киево-Печерский затворник, иеромонах, совершил подвиг исповедничества. Находясь в иноческом послушании, он был схвачен татарами и много лет страдал у них в плену за отказ отречься от христианской веры. Впоследствии преподобный был чудесно восхищен из плена и поставлен в своей келлии. Скончался он в затворе в 1241 году. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах.
Последние новости
Шалабаев: самая тяжелая ситуация с экологией в стране
Экологические проблемы требуют неотложных мер и внимания со стороны властей.
Уголовная ответственность для детей богатых нижегородцев
Сложная ситуация вокруг правонарушений среди молодежи из обеспеченных семей.
Мэр Нижнего Новгорода о перспективах города
Градоначальник поделился планами по развитию инфраструктуры.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией