30 декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана.
17 декабря по старому стилю / 30 декабря по новому стилю понедельник Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев.
17 декабря по старому стилю / 30 декабря по новому стилю
понедельник
Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 31-й седмицы).
Рождественский пост.
Монастырский устав: горячая пища без масла.
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).
Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).
Сщмчч. Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); сщмчч. Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).
Евр., 308 зач.,III, 5–11, 17–19. Мк., 42 зач.,IX, 42 – X, 1. Свв.: Евр., 330 зач.,XI, 33 – XII, 2. Лк., 62 зач.,XI, 47 – XII, 1.
Тропарь пророка Даниила и трех отроков, глас 2:
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л/ львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак пророка Даниила, глас 3:
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че сущая,/ львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров.// Сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Сол.5:1–8; Лк.11:47–12:1)
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1). Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность – необходимое сопутствие дел, совершаемых внешне.
Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце.
Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.
Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.
Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов.
Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.
Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26–90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.
При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.
При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно».
Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24–27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1–12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.
Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Преподобный Даниил исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пренебрегая мирской славой, он принял в Риме иночество и отправился к Святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. За отказ принять ислам мученически погиб в Египте от сарацин в Х веке.
Протоиерей Николай Бельтюков и священник Александр Савелов пострадали в Пермской губернии 30 декабря 1918 года. Они вместе служили в селе Култаево. Красноармейцы устроили показательную расправу над священнослужителями, вначале в них выстрелили, но стреляли плохо и только ранили священников, тогда обоих мучеников зарубили саблями.
Священномученик Иоанн Земляной родился в 1867 году в селе Петриковка (Петрановка) Новомосковского уезда Екатеринославской губернии. С 1915 года Иван Петрович служил псаломщиком в селе Дмитриевка Лозовского района Восточно-Казахстанской области. В 1917 году он был рукоположен в сан иерея и стал служить в храме села Павловка Павлодарской (Восточно-Казахстанской) области. В 1928 году отец Иоанн был лишен избирательных прав; в 1929 году он был арестован, осужден и выслан, а церковь закрыта. Подробности осуждения и отбытия наказания неизвестны.
С 1933 года отец Иоанн служил в Петропавловская церкви села Петропавловское Томской области, где и был арестован в 1935 году. Из материалов дела: «Говорил: „Бог есть“... Не платил налоги: „Берите меня, хоть шкуру сдерите, платить не буду“. Имел задолженность по налогу 57 рублей и не уплатил». Спецколлегией города Томска священник был приговорен к трем годам ссылки.
В 1936 году отец Иоанн был освобожден и вернулся жить в село Павловка Павлодарской области. 25 ноября 1937 года он опять был арестован. На допросе отец Иоанн дал следующие показания: «В момент прибытия из ссылки в 1936 году я сначала боялся крестить детей, а в 1937 году снова начал работать и окрестил в селе Образцовка детей колхозников, за что получил 280 рублей денег. В селе Павловка окрестил человек 7-8, за что получил и хлебом и деньгами... Кроме того, говорил, что раньше ко мне придут, да попросят — пожалуйста, батюшка, — а сейчас вот дожили до такой жизни, что арестовывают, отбирают вещи... Случайно вел разговор, что при этой советской власти остался и разутым, и раздетым. Вообще жить стало плохо, при старости хотел отдохнуть, а вот опять беспокоят».
2 декабря 1937 года отец Иоанн Земляной был осужден тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской области (обвинение: к/р агитация, нелегальное совершение крещений и панихид) и приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 30 декабря 1937 года в 1 час ночи. Место погребения неизвестно.
Последние новости
Кладовщик «М.Видео» пострадал на работе
Инцидент в магазине привел к серьезным последствиям для сотрудника.
Трагедия в Дзержинске: житель города погиб в результате несчастного случая
Сергей Петякшев потерял жизнь в аварии, которая потрясла местное сообщество.
Массовое отравление в Нижнем Новгороде: жители в больницах
Сотни людей пострадали от пищевого отравления в Нижнем Новгороде.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований