21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского.

08 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю пятница Седмица 19-я по Пятидесятнице.

08 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю
пятница
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Прп. Пелагии (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. (1612). Собор Вятских святых. Прп. Таисии (IV). Св. Пелагии девицы (303).
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х)
Иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917)*..

Еф., 232 зач., V, 33 – VI, 9. Лк., 31 зач., VII, 17–30.

Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно Спа́се́ся е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бная Пелагие, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Тело твое́ постами изнуривши,/ бденными моли́твами Творца умоли́ла еси́ о деяниих твоих,/ я́ко да прии́меши совершенное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, яве, // путь покая́ния показавши.

*  Празднование внесено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июня 2021 года.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.3:8–19; Лк.7:31–35)

«С кем сравню людей рода сего?» (Лк.7:19), т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? – и однако же идут. Что сатана противится – это не дивно; его имя такое: противник истины и добра ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами?

По крайней мере, по тем понятиям, какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою, без их козней и коварства.

Преподобная Пелагия Антиохийская

Преподобная Пелагия   была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Эдесским (память в субботу Сырной седмицы). До принятия спасительного Крещения Пелагия начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Однажды Пелагия, роскошно одетая, проезжала мимо храма, у дверей которого святитель Нонн произносил проповедь. Верующие отвернули свои лица от грешницы, а епископ Нонн долго смотрел ей вслед. Пораженный внешней красотой Пелагии и провидя в ней духовное величие, святитель в своей келлии долго молился Господу о грешнице, сетуя при этом, что нищета одеяний его души не может сравниться с пышностью одежд и красотою блудницы.

На следующий день, когда святитель Нонн поучал в храм о будущем Суде и воздаянии, вошла Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она, пораженная страхом Божиим, обливаясь покаянными слезами, просила святителя о Крещении. Видя искреннее и полное раскаяние Пелагии, епископ Нонн крестил ее.

Ночью Пелагии явился диавол, уговаривая ее вернуться к прежней жизни. В ответ святая сотворила молитву, осенила себя крестным знамением, и диавол исчез. Собрав свои драгоценности, преподобная Пелагия принесла их епископу Нонну. Святитель велел раздать их бедным со словами: «Пусть будет умно расточено худо собранное». После этого святая Пелагия надела власяницу и удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору. Там она до самой кончины (457) подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий и достигла великих духовных дарований.

Преподобный Досифей Верхнеостровский.

Преподобный Досифей   был учеником св. Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского. В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на острове Верхний (о.Белов), что на Псковском озере, в котором и был игуменом.

Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, так как леса здесь были непроходимые. Предание гласит, что первые насельники монастыря были из числа разбойников. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца.

Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак неудивительно, что именно он стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание. По берегам Псковского озера более десяти храмов, названных в честь первоверховных апостолов.

Под алтарем Петропавловского храма находится пещерная церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где под спудом покоятся его святые мощи, еще не обретенные.

Преподобный Трифон Вятский.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский , происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Собор Вятских святых

Собор Вятских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Вятского края
Празднуется 8 октября

Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день.

Среди прославляемых в нем угодников Божиих:
Прп Трифон Вятский (+ 1612, память 8 октября)
Блж. Прокопий Вятский (+ 1625, память 21 декабря)
Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
Прп. Стефан Филейский (+ 1890)
Сщмч. Николай (Подьяков), прот. (+ 1918)
Сщмч. Прокопий (Попов), прот. (+ 1918)
Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Виктор (Усов), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. (+ 1918)
Прп. Матфей Яранский (+ 1927)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934)
Мц. Нина (Кузнецова) (+ 1938)
Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа, 5 сентября)

Преподобная Таисия Фиваидская

Преподобная Таисия,   воспитанная матерью в духе, далеком от христианского благочестия, вела порочную, развратную жизнь. Она славилась красотой, многих увлекая на греховный путь.

Слух о блуднице Таисии, распространившись по всему Египту, дошел до старца Пафнутия, строгого подвижника, обратившего к спасению многих заблудших. Переодевшись в светский костюм, Пафнутий пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и Сам Бог не увидел бы их. Таисия ответила, что это невозможно, ибо Бог вездесущ, все видит и знает. Увидев в ее душе искру страха Божьего, старец открылся ей. Он показал всю тяжесть и гнусность ее грехов, рассказал об ответе, который она должна будет дать пред Богом за души обольщенных и погубленных ею людей.

Слова святого Пафнутия так тронули грешницу, что она, собрав все свои богатства, накопленные позорным путем, сожгла их на городской площади и вместе со старцем удалилась в монастырь, где три года провела в затворе. Обратившись на Восток, Таисия непрестанно повторяла краткую молитву: «Создавший меня! Помилуй меня!». «С той минуты, как я вошла в келлию, все грехи мои постоянно были пред очами моими и я обливалась слезами, вспоминая их», – говорила преподобная Таисия старцу перед кончиной. «За это-то, а не за строгость твоего затвора Милосердный Господь и помиловал тебя», – ответил ей старец Пафнутий.

Мученица Пелагия Антиохийская, дева

Мученица Пелагия Антиохийская, дева . Жи­ла в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на в Ан­тио­хии Си­рий­ской, про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да. Она бы­ла уче­ни­цей свя­щен­но­му­че­ни­ка Лу­ки­а­на, пре­сви­те­ра Ан­тио­хий­ско­го.

Пра­ви­тель го­ро­да, узнав, что она – хри­сти­ан­ка, по­слал во­и­нов взять ее. Во­и­ны, ис­пол­няя по­ве­ле­ние пра­ви­те­ля, окру­жи­ли дом, где жи­ла Пе­ла­гия. То­гда она на­ча­ла умо­лять во­и­нов по­до­ждать, и ко­гда они со­гла­си­лись, свя­тая ста­ла ли­цом к во­сто­ку на том ме­сте, где обыч­но мо­ли­лась, и, про­стер­ши ру­ки и воз­ве­дя очи к небу, усерд­но мо­ли­ла Бо­га, чтобы ей не быть от­дан­ной в ру­ки во­и­нов, но отой­ти к Нему жерт­вою непо­роч­ною и чи­стою. По­сле се­го она оде­лась в луч­шие свои одеж­ды, бро­си­лась с вер­ху до­ма и пре­да­ла дух свой Бо­гу.

Св. Пе­ла­гии бы­ло все­го 15 лет, ко­гда она для со­хра­не­ния сво­е­го дев­ства так доб­ро­воль­но по­стра­да­ла. Это бы­ло в на­ча­ле IV ве­ка. Св. Ам­вро­сий св. Пе­ла­гию по­став­ля­ет в при­мер му­че­ни­че­ства, хо­тя она и не успе­ла по­тер­петь от го­ни­те­лей му­че­ний за Хри­ста. У св. Иоан­на Зла­то­уста есть о ней два сло­ва, в ко­то­рых про­слав­ля­ет­ся эта юная бла­жен­ная му­че­ни­ца.

Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит

Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Бу­зу­лу­ке Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье ма­сте­ро­во­го Про­ко­пия Ще­ло­ко­ва. Окон­чив го­род­скую шко­лу, он по­сту­пил в Спа­со-Ели­а­за­ров Ве­ли­ко­пу­стын­ский мо­на­стырь Псков­ской гу­бер­нии, где в это вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Гав­ри­ил (Зы­ря­нов); здесь пре­по­доб­но­му­че­ник был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим и в 1909 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1917 го­ду он пе­ре­шел в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую Воз­не­сен­скую пу­стынь Ка­зан­ской гу­бер­нии, в ко­то­рой в кон­це сво­ей жиз­ни под­ви­зал­ся и где был по­гре­бен пре­по­доб­ный Гав­ри­ил и где сре­ди мо­на­ше­ству­ю­щих бы­ло мно­го его ду­хов­ных де­тей. Здесь отец Се­ра­фим про­слу­жил до дня за­кры­тия пу­сты­ни в 1928 го­ду, а за­тем ду­хов­ны­ми детьми от­ца Гав­ри­и­ла был при­гла­шен в Моск­ву в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь. В 1930 го­ду он был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти на­мест­ни­ка мо­на­сты­ря. В том же го­ду мо­на­стырь был за­крыт и отец Се­ра­фим стал слу­жить в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го, что в Да­ни­лов­ской сло­бо­де.
В 1931 го­ду ОГПУ про­ве­ло ши­ро­ко­мас­штаб­ную опе­ра­цию по аре­сту свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов и мо­на­хинь, и в ночь на 15 ап­ре­ля отец Се­ра­фим был в чис­ле дру­гих аре­сто­ван, за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен. Сле­до­ва­тель спро­сил о зна­ко­мых свя­щен­ни­ка. Отец Се­ра­фим от­ве­тил, что зна­ком со свя­щен­ни­ком, с ко­то­рым слу­жил в од­ном хра­ме; хо­зя­ев квар­ти­ры, в ко­то­рой жи­вет, пло­хо зна­ет, так как толь­ко недав­но в ней по­се­лил­ся; так­же зна­ет жи­ву­ще­го вме­сте с ним бра­та диа­ко­на. «Мы толь­ко се­ли ужи­нать, как нас за­бра­ли, – ска­зал отец Се­ра­фим. – Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы у нас не бы­ло». Во вре­мя это­го неболь­шо­го раз­го­во­ра по­сле­до­ва­ло пред­ло­же­ние о со­труд­ни­че­стве с ОГПУ в ка­че­стве сек­рет­но­го осве­до­ми­те­ля, но отец Се­ра­фим от­ка­зал­ся.
Через де­сять дней по­сле на­ча­ла след­ствие, по ко­то­ро­му про­хо­ди­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, бы­ло за­вер­ше­но. От­ца Се­ра­фи­ма, как и дру­гих, об­ви­ни­ли в том, что они, «бу­дучи ак­тив­ны­ми цер­ков­ни­ка­ми-ан­ти­со­вет­чи­ка­ми... груп­пи­ру­ясь во­круг ре­ак­ци­он­ных мос­ков­ских церк­вей, про­жи­вая груп­па­ми и в оди­ноч­ку, за­ни­ма­лись ак­тив­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью, вы­ра­жа­ю­щей­ся в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских “сест­ри­честв” и “братств”, ока­за­нии по­мо­щи ссыль­но­му за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ду­хо­вен­ству, про­из­не­се­нии про­по­ве­дей контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции о ре­ли­ги­оз­ных го­не­ни­ях, яко­бы чи­ни­мых со­вет­ской вла­стью, и рас­про­стра­не­нии все­воз­мож­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хов сре­ди на­се­ле­ния».
30 ап­ре­ля 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Се­ра­фи­ма к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Усть-Ку­лом Ко­ми об­ла­сти.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Се­ра­фим по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре Мос­ков­ской об­ла­сти. Слу­жить он стал в го­род­ском со­бо­ре и вско­ре был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
10 сен­тяб­ря сек­рет­ный осве­до­ми­тель по клич­ке Быв­ший со­об­щил, что 8 сен­тяб­ря ар­хи­манд­рит Се­ра­фим устра­и­вал у од­но­го при­хо­жа­ни­на мо­лит­вен­ный ве­чер и на нем ска­зал: «Вре­ме­на на­ста­ли лю­тые, ве­ру­ю­щие долж­ны быть муд­ры, как змеи, чтобы по­бе­дить вра­га; на­до мо­лить­ся и все тер­петь; ес­ли не вре­мя еще прий­ти ан­ти­хри­сту, Цер­ковь еще бу­дет гос­под­ство­вать».
25 сен­тяб­ря 1937 го­да ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ка­шир­скую тюрь­му. Узнав, что свя­щен­ник был неко­то­рое вре­мя на­мест­ни­ком Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря в Москве и знал аре­сто­ван­но­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра (Поз­де­ев­ско­го), сле­до­ва­тель спро­сил:
– Ка­кую вы име­е­те связь с Фе­о­до­ром?
– По­сле его ссыл­ки я с ним свя­зи не имею.
– Ка­кие вы име­е­те свя­зи с мо­наш­ка­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми в Ка­ши­ре?
– Я знаю, что неко­то­рые мо­на­хи­ни, – Мат­ро­на, Ев­до­кия, Кон­кор­дия, Ав­ра­амия, – при­хо­дят в со­бор и по­ют в цер­ков­ном хо­ре.
– Ка­кую ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность про­во­дят эти мо­наш­ки?
– Мне об этом ни­че­го не из­вест­но.
12 ок­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Се­ра­фи­ма к рас­стре­лу. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим (Ще­ло­ков) был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Последние новости

Нижегородцы призваны обратить внимание на свое здоровье

Проктолог советует жителям Нижнего Новгорода изменить свои привычки.

Новогодние события в городе: что ожидать в этом году

Город готовится к празднованию Нового года с множеством мероприятий для всех возрастов.

Новые инициативы в области экологии в Москве

Городские власти представили план по улучшению экологической ситуации.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Королёве с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *