21 февраля. Отдание праздника Сретения Господня. Великомученика Феодора Стратилата. Святителя Саввы II, архиеп. Сербского (1271).

8 февраля по старому стилю / 21 февраля по новому стилю пятница 2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне День постный.

8 февраля по старому стилю / 21 февраля по новому стилю
пятница
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
День постный.
Разрешается рыба

Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Феодора Стратилата (319). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1271). Прор. Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).
Сщмчч. Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); сщмч. Александра Абиссова пресвитера (1942).

2 Ин., 75 зач., I, 1–13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33–411.

В этот день совершается отдание праздника Сретения Господня (ср. Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

На этот день может быть перенесена с субботы, 9 февраля, полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (ср. Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

Тропарь и кондак Сретения
Тропарь праздника, глас 1:
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.
Кондак праздника, глас 1:
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Ин.1:1–13; Мк.15:22–25, 33–41)
Св. Иоанн Богослов пишет: «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2Ин.1:7). Так было в его время; а ныне входят в мир обольстители, которые исповедуют Христа, во плоти пришедшего, но которые тем не менее «обольстители и антихристы» (2Ин.1:7). Началось это явнее со времен Ария и доселе идет. Древние, впрочем, претыкались более в догмате о Лице Иисуса Христа, Спасителя нашего; а со времен Лютера стали претыкаться в учении о спасении в Нем. И сколько уже перебывало таких? И у нас явились такие «обольстители и антихристы», которые толкуют, что «веруй – и довольно»; больше ничего не нужно: ни Церкви, ни Таинств, ни священства. Начинают же свою лесть и эти тоже со Христа Господа и спасения в Нем. Но как неправо о сем толкуют, то это антихристы и клятве подлежат. Остерегайтесь их.

«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (2Ин.1:9). И они не имеют; потому что не имеют учения Христова. Учение это в Церкви, а они отложились от Церкви. Только те, которые Церкви следуют, имеют учение Христово и пребывают в нем. Ради этого и Христа, Сына Божия, имеют, и Бога Отца. А те не имеют, хоть и твердят, что имеют. «Не принимайте таковых и не приветствуйте их» (2Ин.1:10).

Великомученик Феодор Стратилат

Великомученик Феодор Стратилат   происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.

Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.

Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Свт. Савва II, архиепископ Сербский

Свт. Савва II, архиепископ Сербский.   родился около 1200 года четвертым по счету сыном святого cербского короля Стефана Первовенчанного и был наречен Предиславом. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы, первого Сербского архиепископа.

Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он первоначально подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», - говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 год.

После преставления святителя Арсения в 1263 году  [1]  святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего жизнеописателя святитель имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Всегда помня о том, «что обязательно будет нести ответ за данный ему талант», он «неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова».
Святитель Савва отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен в храме Святых Апостолов.

Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков

Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков   происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода. Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, «зрителем премирных видений». Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии (Зах. 6, 12), о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (Зах. 9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (Зах. 11, 12–13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (Зах. 13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (Зах. 14, 6–7). «Весь вышний зарями просвещен», пророк Захария «будущая видел яко сущая». Согласно преданию, этот «истиннейший богоглагольник» дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем. Своим прозванием «Серповидец» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (Зах. 5, 1–2).

Александр Абиссов пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр   ро­дил­ся 19 фев­ра­ля 1873 го­да в се­ле Мор­му­жи­но По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Афа­на­сия Ев­гра­фо­ви­ча Абис­со­ва и его су­пру­ги Клав­дии Ни­ко­ла­ев­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в Уг­лич­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем, окон­чив в 1896 го­ду Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах в се­лах Ор­ди­но в 1896 го­ду и Ива­нов­ское — с 1897 го­да.
В 1907 го­ду Алек­сандр Афа­на­сье­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в хра­ме в се­ле За­бо­ло­тье Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, Алек­сея Вос­кре­сен­ско­го На­деж­де; она бы­ла учи­тель­ни­цей Кри­вец­кой цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в Мыш­кин­ском уез­де. 19 фев­ра­ля 1908 го­да ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский Ти­хон (Бе­ла­вин) ру­ко­по­ло­жил Алек­сандра Афа­на­сье­ви­ча во диа­ко­на ко хра­му Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ское Мыш­кин­ско­го уез­да, а 24 фев­ра­ля то­го же го­да — во свя­щен­ни­ка к то­му же хра­му, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. В 1915 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен бла­го­чин­ным 4-го окру­га Мыш­кин­ско­го уез­да.
Из­ряд­ные по­зна­ния в об­ла­сти кре­стьян­ско­го хо­зяй­ство­ва­ния де­ла­ли от­ца Алек­сандра по­мощ­ни­ком пастве не толь­ко в ду­хов­ной об­ла­сти, но и в прак­ти­че­ской: он знал, ка­ким об­ра­зом луч­ше все­го хра­нить пше­ни­цу, чтобы она не гни­ла; он убе­дил кре­стьян за­во­дить па­се­ки и на­учил, как нуж­но уха­жи­вать за пче­ла­ми.
В 1934 го­ду отец Алек­сандр был аре­сто­ван, об­ви­нен в хи­ще­нии кол­хоз­ной соб­ствен­но­сти и при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки; вто­рич­но свя­щен­ник был аре­сто­ван 3 но­яб­ря 1937 го­да и об­ви­нен в ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­ных кле­вет­ни­че­ских слу­хов по адре­су со­вет­ской вла­сти. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его:
— Вы аре­сто­ва­ны за про­во­ди­мую ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным?
— Нет, я это от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Пред­ла­га­ем пре­кра­тить за­пи­ра­тель­ство и дать след­ствию прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Нет, я это со­вер­шен­но от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и след­ствию даю толь­ко прав­ди­вые по­ка­за­ния.
Этим до­про­сом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и свя­щен­ник был пе­ре­ве­зен в тюрь­му в Яро­слав­ле.
5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. 15 ян­ва­ря 1938 го­да этап, в ко­то­ром на­хо­дил­ся отец Алек­сандр, при­был на стан­цию Тай­шет Ир­кут­ской об­ла­сти, где рас­по­ла­га­лось управ­ле­ние НКВД Озер­ла­га. По­сле ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния свя­щен­ник был при­знан ин­ва­ли­дом, не год­ным к физи­че­ско­му тру­ду, и от­прав­лен в Бу­шуй­ский от­дель­ный ла­гер­ный пункт, где со­дер­жа­лись ин­ва­ли­ды. При­быв на ме­сто 14 фев­ра­ля 1938 го­да, он был за­чис­лен чер­но­ра­бо­чим в штаб­ную стро­и­тель­ную ко­ман­ду Бу­шуй­ско­го ОЛП Амур­ско­го ИТЛ, в ко­то­ром за­клю­чен­ные за­ни­ма­лись стро­и­тель­ством вто­рых пу­тей Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли.
По­сле двух лет на­хож­де­ния в за­клю­че­нии отец Алек­сандр на­пи­сал жа­ло­бу на непра­вый при­го­вор, ко­то­рая бы­ла пе­ре­прав­ле­на на рас­смот­ре­ние в то же са­мое управ­ле­ние НКВД Яро­слав­ской об­ла­сти; свя­щен­ни­ку в осво­бож­де­нии бы­ло от­ка­за­но, и он был от­прав­лен еще даль­ше, в го­род Сво­бод­ный Амур­ской об­ла­сти.
1 июля 1939 го­да свя­щен­ник был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу и до 14 фев­ра­ля 1941 го­да со­сто­ял ра­бо­чим при боль­ни­це. В это вре­мя со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло на­столь­ко тя­же­лым, что, по сви­де­тель­ству вра­ча, свя­щен­ник сам «нуж­дал­ся в по­сто­рон­нем ухо­де». 19 фев­ра­ля 1942 го­да отец Алек­сандр, как тя­же­ло боль­ной, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу. Свя­щен­ник Алек­сандр Абис­сов скон­чал­ся в боль­ни­це ла­ге­ря в го­ро­де Сво­бод­ный 21 фев­ра­ля 1942 го­да и 24 фев­ра­ля был по­гре­бен на ла­гер­ном клад­би­ще.

 

Последние новости

Кладовщик «М.Видео» пострадал на работе

Инцидент в магазине привел к серьезным последствиям для сотрудника.

Трагедия в Дзержинске: житель города погиб в результате несчастного случая

Сергей Петякшев потерял жизнь в аварии, которая потрясла местное сообщество.

Массовое отравление в Нижнем Новгороде: жители в больницах

Сотни людей пострадали от пищевого отравления в Нижнем Новгороде.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Мытищах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *