20 июня. Мученика Феодота Анкирского. Прославление праведного Павла Таганрогского. Собор святых Ивановской митрополии.
07 июня по старому стилю / 20 июня по новому стилю понедельник Седмица 2-я по Пятидесятнице.
07 июня по старому стилю / 20 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8
Начало Петрова поста.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304–310). Мцц. Валерии (Калерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284–305). Собор святых Ивановской митрополии.
Сщмчч. Андроника, архиеп. Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Соколова, Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова пресвитеров и мч. Александра Зуева (1918); сщмч. Петра Кузнецова пресвитера (1919).
Рим., 83 зач., II, 28 – III, 18. Мф., 19 зач., VI, 31–34; VII, 9–11.
С этого дня поется Октоих. Устав вседневной службы изложен в 9-й главе Типикона, в 11-й главе дается порядок пения канонов всей седмицы при различных вариантах соединения служб Октоиха и Минеи. Устав субботней службы с «Бог Господь» помещен в 12-й главе Типикона, а особенности субботних служб – в 15-й.
Тропарь священномученика* Феодота Анкирского, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Феодота Анкирского, глас 4:
Во святи́телех благоче́стно пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы,/ и побо́рник быв твоему́ ста́ду, богому́дре./ Те́мже тя почита́юще, та́йно вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми мольба́ми,// о́тче наш Феодот.
Хотя мученик Феодот не имел священного сана, но «в Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 216).
Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.2:28–3:18; Мф.6:31–34, 7:9–11)
«Не заботьтесь» (Мф.6:31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами.
Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимение связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога.
А ты трудиться – трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута – и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог.
Всё тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!
Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Он отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклитиане (284–305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот посещал христиан-узников в темницах, выкупал их, с благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память 18 мая). Об этом донесли правителю. Отказавшись принести жертву идолам и обличив языческие заблуждения, святой Феодот исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и усекли мечом († 303). Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.
Праведный Павел Таганрогский родился 8 ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда Павла Стожкова. При крещении назван в честь св. Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою. Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верными в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца. Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцеления и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: и со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».
Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо болыний буть не може», – и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана: в 1897 году он поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима.
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его попрежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.
Скончался 10 марта 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу. В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.
Местное прославление святого совершилось в воскресенье 20 июня 1999 года в городе Таганроге. Более десяти тысяч верующих Ростовской области и юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации. Поочередно несомый всеми священниками Ростовской епархии, ковчег со святыми мощами был торжественно перенесён из Всехсвятской церкви на старом кладбище в Свято-Никольский храм г. Таганрога, где архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном было зачитано архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского и совершена Божественная литургия, после которой множество верующих приложились к мощам святого. Прославление ознаменовалось многчисленными чудесами. Торжественное перенесение мощей было предсказано преподобным незадолго до отшествия ко Господу, когда старец напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор» (в те годы Свято-Никольский храм имел статус собора).
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя праведного Павла Таганрогского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. 14 февраля того же года митрополит Ростовский Меркурий совершил чин великого освящения первого в России приходского храма во имя праведного Павла Таганрогского в посёлке Матеевом Кургане.
Святой Маркеллин был папой Римским в разгар гонения на христиан при Диоклитиане и Максимиане (284–305), когда в течение только одного месяца было замучено 17 000 человек. В то время был схвачен и папа Маркеллин. Устрашившись жестоких мук, он воскурил фимиам и принес жертву идолам. Император назвал его своим другом и облек в роскошные одежды. Терзаемый угрызениями совести, он горько плакал о том, что, побудив многих к принятию мук за Христа, сам подал своей пастве пример малодушия.
В то время в городе Синуессе (в Кампании) заседал Собор из 180 епископов и пресвитеров. Папа Маркеллин явился на заседание Собора во власянице, с посыпанной пеплом главой и просил судить его за отречение. Отцы Собора сказали: «Осуди себя сам своими устами. Из твоих уст вышел грех, пусть твоими же устами будет произнесено и осуждение. Мы знаем, что и святой Петр из страха отвергся Христа, но горько оплакал свой грех и снова получил благоволение у Господа».
Тогда Маркеллин произнес себе приговор: «Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению, а бросят на съедение псам; да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его».
По возвращении в Рим Маркеллин отправился к императору, бросил ему под ноги подаренную им дорогую одежду и сказал, что он горько раскаивается в своем отречении от Христа. Разгневанный император приказал мучить его и приговорил к смерти.
Усердно помолившись Господу Иисусу Христу, милостиво принимающему кающихся грешников, мученик с готовностью подставил свою главу под меч. С ним были обезглавлены и святые мученики Клавдий, Кирин и Антонин († 304).
Тело святого Маркеллина 36 дней валялось при дороге. Явившись новопоставленному папе святому Маркеллу, святой апостол Петр сказал: «Почему ты до сего времени не предашь погребению тело Маркеллиново?» «Я страшусь его клятвы», – отвечал святой Маркелл. «Разве ты не помнишь, – сказал апостол, – написанного: «Смиряяй себя вознесется». Пойди и с честью похорони тело его».
Исполняя повеление апостола, святой Маркелл похоронил тело святого папы Маркеллина в гробнице, устроенной для погребения тел мучеников знатной римлянкой Прискиллой, около Саларской дороги.
Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений Диоклитиана и Максимиана (284–305) и их преемников – Галерия (305–311) и Максентия (305–312). Император Максимиан, управлявший западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы. Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы. Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию. Святого заключили в тюрьму. Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет Небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял Миропомазание. Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Таин. В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал, что он христианин, и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму. Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: «Да обратит Господь в прах идолов языческих!» В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились. При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа. После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание. Выйдя незамеченными из тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу.
На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном.
Святых Кириака, Смарагда, Ларгия и других узников-христиан продолжали изнурять на работах.
Царевна Артемия, младшая дочь Диоклитиана, страдала беснованием. Узнав о том, что святой узник Кириак исцеляет недуги и изгоняет бесов, император призвал его к больной. Изгнав беса, святой Кириак окрестил царевну. В награду за излечение дочери император освободил Кириака, Смарагда и Ларгия. Вскоре император отправил святого Кириака в Персию, чтобы он исцелил дочь персидского царя. По возвращении в Рим святой Кириак был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклитиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в христианство царевны Артемии. Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.
Папа Маркелл всенародно обличил императора в жестокости против неповинных христиан. Император приказал бить святого папу палками и сделать святителя Христова скотником. Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.
Святой папа Маркелл был тайно освобожден римскими клириками. Выкопав тела святых мучеников Кириака, Смарагда и Ларгия, он похоронил их в имении двух христианок Прискиллы и Лукины в окрестностях Рима, превратив дом Лукины в церковь.
Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом. Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году.
Святые жены Прискилла и Лукина с бесчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.
Святые мученицы Калерия (Валерия), Кириакия и Мария были жительницами Кесарии Палестинской во времена гонений при Диоклитиане (284–305). Получив наставление в христианской вере, они оставили языческий образ жизни, удалились в уединенное место и проводили жизнь в молитвах, прося у Господа, чтобы прекратились гонения на христиан и вера Христова воссияла бы во всем мире. Правитель принуждал их кланяться идолам, но они бесстрашно исповедали веру во Христа. За это они были преданы пыткам и во время мучений скончались.
Собор Ивановских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Ивановской земли
Празднование Собора Ивановских святых установлено 7 декабря 2000 года по благославлению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. День празднования 7 июня приурочен к дню образования Ивановской области - по мысли архиепископа Иваново-Вознесенского Амвросия, выбор этого дня поможет духовному единению светской власти и народа с Церковью, придаст новый смысл гражданскому празднику.
В состав Собора входят:
Прп. Тихон Лухский, чудотворец (+ 1503, память 16 июня, 26 июня)
Блж. Симон Юрьевецкий (+ 1584, память 10 мая, 4 ноября)
Свт. Митрофан Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
Сщмчч. Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, мчч. Авксентий Калашников, Николай Малков, Петр Языков, Сергий Мефодиев и мц. Анастасия (+ 1922, память 27 апреля)
Мч. Максим Румянцев, блаж. (+ 1928, память 31 июля)
Сщмч. Владимир Введенский, свящ. (+ 1931, память 21 марта)
Исп. Иоанн Блинов, псаломщик (+ 1932, память 19 марта)
Мч. Алексий Ворошин (+ 1937, память 12 сентября)
Сщмч. Иоанн Прудентов, свящ. (+ 1937, память 12 сентября)
Сщмч. Феодор Лебедев, прот. (+ 1937, память 12 сентября)
Сщмч. Константин Твердислов, иерей (+ 1937, память 18 сентября)
Сщмч. Петр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 14 октября)
Сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский (+ 1937, память 10 ноября)
Прмцц. Маргарита (Закачурина), Тамара (Проворкина) (+ 1937, память 2 декабря)
Сщмч. Александр Крылов, прот. (+ 1937, память 26 декабря)
Сщмчч. Иоанн Румянцев и Константин Разумов, мцц. Анна Серова и Елисавета Румянцева (+ после 1937, память 31 июля)
Сщмчч. Евфимий Тихонравов, Иоанн Успенский (+ 1938, память 22 января)
Сщмч. Стефан Преображенский, свящ. (+ 1938, память 23 марта)
Прмц. Севастиана (Агеева-Зуева), монахиня (+ 1938, память 28 июня)
Присп. Леонтий (Стасевич), архим. (+ 1972, память 28 января)
Последние новости
Резкое похолодание в Краснодарском крае: от тепла к зимнему холоду
Жителей региона предупреждают о возможных последствиях.
Встреча финалистов конкурса «Правосудие 2.0» в Нижнем Новгороде
Научный редактор Роман Ярцев обсудил важные аспекты правосудия с участниками конкурса.
Форум правосудия «Пермский период» в Нижегородском регионе
Представители региона активно участвуют в обсуждении вопросов правосудия.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований