20 июля. Преподобного Фомы, иже в Малеи. Преподобного Акакия Синайского, о котором повествуется в Лествице. Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской
7 июля по старому стилю / 20 июля по новому стилю среда Седмица 6-я по Пятидесятнице.
7 июля по старому стилю / 20 июля по новому стилю
среда
Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас 4.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).
Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обре́тение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV).
Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).
Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).
1_Кор., 127 зач., II, 9 – III, 8. Мф., 53 зач., XIII, 31–36, и за четверг: 1_Кор., 129 зач., III, 18–23. Мф., 54 зач., XIII, 36–43. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мф., 104 зач., XXV, 1–13 .
Тропарь преподобных Фомы и Акакия, глас 4:
Бо́же отец ,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Фомы, глас 4:
Ве́лию побе́ду му́жески показа́л еси́,/ отону́дуже Боже́ственною любо́вию разгоре́вся,/ царя́ тле́ннаго и вся кра́сная преоби́дел еси́,/ на горе́ Мале́йстей вселе́ние соверши́в,/ от нея́же в Небе́сная/ возше́л еси́ к Царю́ царе́й, Фомо́,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Кондак преподобного Акакия, глас 2:
Мир оста́вль, Христу́ после́довал еси́ от младе́нства,/ прему́дре Ака́кие преподо́бне,/ Того́ подража́я во́льное смире́ние,/ низве́ргл еси́ го́рдостнаго мучи́теля,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Тропарь преподобной Евфросинии, глас 8:
По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем черто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и черто́г, и чад твои́х Бо́га ра́ди оста́вила еси́, преподо́бная Евфроси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ и во и́ночестем о́бразе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не предстоя́щи Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобной Евфросинии, глас 2:
Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная, презре́вши/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взыва́ем, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, просла́вльшему святы́я Своя́.
Чтения прп. Евфросинии Московской читаются, если ей совершается служба. Если совершается полиелейная служба прп. Евфросинии, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 16 зач., VI, 1–13.
Мысли свт. Феофана Затворника
(1Кор.2:9–3:8; Мф.13:31–36)
Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленнейшею, проникла все человечество; с другой – образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке.
Первое зернышко ее – намерение и решимость спасаться чрез богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах – в уме, воле, чувстве, и исполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого: и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.
Преподобный Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.
Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу (Х).
Акакий Синайский (VI в.), преподобный был послушником, подвизавшемся в Келливарской пещере на Латре. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему нерадивому и дерзкому старцу, который ежедневно укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды, благодарил за все Бога и снискал себе благодать Божию.
Прожив в таком послушании девять лет и поболев перед кончиной, он мирно отошел ко Господу. Его старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика одному великому старцу, который сказал что сомневается в этом. Тогда учитель Акакия привел подвижника к могиле. Великий старец громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос послушника: «Отче, как можно умереть делателю послушания?». Пораженный учитель преподобного Акакия со слезами упал перед гробницей, прося прощение у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келлии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство».
Рассказ о святом Акакии был передан Иоанном Савваитом Иоанну Лествичнику, который включил его в свою "Лествицу" (Слово 4 "О послушании").
Согласно большинству византийских Месяцесловов, память Акакия Синайского совершается 7 июля и 29 ноября. В Типиконе Великой церкви (IX–X вв.) его память отмечена 26 ноября. Согласно принятому ныне в Русской Православной Церкви Уставу, служба преподобному Акакию с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного (+ 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 ноября на повечерии. В греческих печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 ноября, во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному русскому Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля.
Преподобный Акакий Синайский изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в.: "Молодой, с бородою едва показавшеюся". Изображения преподобного Акакия сохранились в юго-западной капелле кафоликона монастыря Осиос Лукас, 1030-е годов, в церкви Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 год, - в руке держит свиток с надписью "Чадо послушания не умирает николиже" (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной монастыря Хиландар на Афоне, 1621 г.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.
Святая мученица Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклитиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить свою дочь Богу.
В начале гонения святые Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а святая Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклитиана – Максимиану Геркулу. Святая мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы пали в языческом капище, лишь только святую привели туда; выпущенные на мученицу дикие звери покорно ложились у нее ног. Видя это, многие язычники обратились ко Христу. Когда был прочитан смертный приговор, святая Кириакия попросила время для молитвы. По окончании молитвы она мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей (IV).
Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем как о строгом подвижнике стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.
Земная слава тяготила подвижника, и после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.
По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.
Тогда, испросив в Москве позволения на устройство обители, он, как сам говорил в завещании братии, «в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь». А в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собравшейся братии.
Кроме Болдина монастыря, прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих, Симеона.
Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий.
Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни.
Обретение мощей
Преподобный был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова. Из дошедших до нас письменных источников известно, что святые мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили, органично включив в пространство южного придела.
В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.
Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.
При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора).
Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Дмитриевна Панова и художник-реставратор по тканям и коже Наталья Петровна Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.
Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым. На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского.
Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была вытачана его руками.
Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено правящему архиерею епархии митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.
«Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием», – говорится в ответном письме Владыки.
Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.
Святые мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II) были родом из Италии. Они пострадали за Христа при императоре Траяне в городе Диррахии, расположенном на берегу Адриатического моря.
Присутствуя при мучениях епископа Астия, распятого римлянами на кресте, они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что сами были схвачены и, как исповедники веры во Христа, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке христианами. Через 90 лет мученики явились Александрийскому епископу с повелением похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклитиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.
Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных наслаждений.
Уверовав во Христа и приняв святое Крещение, блаженный юноша стал усердно просить наставника уйти вместе с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Сев на корабль, святые Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай они поселились недалеко от города Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.
Богоугодная жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым стали приходить люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, и получали исцеления по их молитвам. Язычники тоже стали просить помощи у святых подвижников и, получая облегчение в своих страданиях, обращались ко Христу.
В то время в город Алмирис прибыл начальник области Латрониан, и языческие жрецы донесли на святых Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к своей вере. Святых схватили и начали допрашивать.
После 30-дневного заключения в темнице без пищи и воды святые мученики Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.
Их приговорили к усекновению мечом († 290).
Священномученик Евангел Томский (Кюстенджийский), епископ, упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Астиона, где назван Евангеликом. Он крестил обратившихся в христианство родителей Астиона после его смерти. Епископом города Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния) назван у архиепископа Филарета (Гумилевского), вероятно, на основании сведений из Жития Епиктета и Астиона, что Евангел был епископом «в скифской стране» (Малая Скифия, современная Добруджа). Возможно, Евангел был первым или одним из первых епископов города Томы. В Житии не сообщается о его мученической кончине. В греческих синаксарях под 7 июля есть память мученика Евангела, усеченного мечом, без сведений о времени и месте кончины. Неизвестно, является ли он одним лицом с Евангелом, епископом Томским.
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
Последние новости
Резкое похолодание в Краснодарском крае: от тепла к зимнему холоду
Жителей региона предупреждают о возможных последствиях.
Встреча финалистов конкурса «Правосудие 2.0» в Нижнем Новгороде
Научный редактор Роман Ярцев обсудил важные аспекты правосудия с участниками конкурса.
Форум правосудия «Пермский период» в Нижегородском регионе
Представители региона активно участвуют в обсуждении вопросов правосудия.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку