18 сентября. Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Преподобномученика Афанасия Брестского.
5 сентября по старому стилю / 18 сентября по новому стилю среда Седмица 14-я по Пятидесятнице.
5 сентября по старому стилю / 18 сентября по новому стилю
среда
Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Прмч. Афанасия Брестского (1648).
Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98–138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361–363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V).
Мч. Евфимия Кочева (1937). Обре́тение мощей прп. Александра Уродова исп. (2001).
Оршанской иконы Божией Матери (1631).
2 Кор., 197 зач.,XIII, 3–13. Мк., 18 зач.,IV, 35–41. Прор.: Евр., 314 зач.,VI, 13–20. Мф., 96 зач.,XXIII, 29–39.
Тропарь пророка Захарии, глас 4:
Свяще́нства оде́ждею обложе́н, прему́дре,/ по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие,/ и был еси́ свети́льник и зри́тель та́йных,/ зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно, всему́дре,/ и, мече́м убие́н быв в хра́ме Бо́жии,/ Христо́в проро́че, с Предте́чею моли́// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак пророка Захарии, глас 3:
Проро́к днесь и свяще́нник Вы́шняго,/ Заха́рия предложи́, Предте́чев роди́тель,/ трапе́зу своея́ па́мяти,/ ве́рныя пита́я, питие́ бо пра́вды всем раствори́в,/ сего́ ра́ди скончава́ется,// я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.3:4–11; Мф.23:29–39)
Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. Иудеям)! И, наконец таки, вынужден был сказать: «се оставляется дом ваш пуст» (Мф.23:38). Известно всем, какие были от этого последствия: Иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию.
Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения, и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего – и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца.. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению.
Святой пророк Захария и святая праведная Елиcавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елиcавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк. 1, 5–25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1, 15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.
Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах.
Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35).
Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Преподобномученик Афанасий Брестский был белорус и родился около 1597 года в благочестивой христианской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого.
В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. В 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа в Виленском монастыре Святого Духа. В 1632 г. инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском.
Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русских земель, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 гг. святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями.
Попытки сломить духовную целеустремленность святого были напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого, за проклятие унии, преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года (обретение мощей 20 июля 1679 г.).
Ираида (Раиса) Александрийская (+ ок. 308), мученица.
Память 5 марта, 5 сентября, 23 сентября.
Жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику, чтобы почерпнуть воды, она увидела корабль у берега, на котором находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры. Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, и на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский город Антиноэ (Антинополь), святая Ираида первая претерпела жестокие истязания и была усечена мечом. Вслед за ней остальные мученики кровью запечатлели свое исповедание веры во Христа (+ ок. 308 г.).
Благоверный князь Глеб, во святом Крещении Давид, является одним из первых русских мучеников – страстотерпцев; он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом Крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.
Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны его брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», т. е. в простом деревянном гробу († 1015).
В 1019–1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2 мая) в церковь во имя святителя Василия Великого, где у гробницы святых страстотерпцев совершались многие чудеса.
Митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и свершается с первой половины ХI века.
Русская Церковь издревле почитает братьев-страстотерпцев, которые постоянно оказывают молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годины тяжелых испытаний. Так, перед Невской битвой в 1240 году святые страстотерпцы Борис и Глеб явились в видении одному из воинов святого благоверного князя Александра Невского (память 23 мая, 30 августа и 23 ноября) и помогали русским во время сражения. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных около их гробницы, и об одержанных с их помощью победах. В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России.
Мученики Фифаил и сестра его Фивея (или Вивея) († ок. 98–138) пострадали за смелую и успешную проповедь христианства среди язычников. После долгих и изощренных пыток святого мученика Фифаила язычники подвесили на дереве и распилили пилой, а его сестру Фивею убили ударом копья в шею.
Мученики Иувентин и Максим воины пострадали в царствование императора Юлиана Отступника, при котором они служили телохранителями.
Однажды, находясь в Антиохии, Юлиан решил осквернить христиан, окропив идоложертвенной кровью все продававшиеся на рынках съестные припасы. Святые Иувентин и Максим открыто осудили поступок царя и смело обличили его в отступничестве от христианской веры. Оба они после беспощадных избиений были умерщвлены в темнице по приказу нечестивого императора († ок. 361–363).
Мученики Урван, Феодор, Медимн и с ними 77 мужей от церковного чина пострадали в Никомидии при арианствовавшем императоре Валенте (364–378 или 379). При нем ариане изгнали из Константинопольской церкви православного епископа Евагрия, а нежелавших присоединиться к их ереси христиан заключали в темницы и подвергали надругательствам. Тогда, доведенные до отчаяния, православные христиане решили просить защиты у императора и направили к нему посольство, состоявшее из 80 избранных мужей духовного чина во главе со святыми Урваном, Теодором и Медимном. Выслушав их справедливые жалобы, император пришел в ярость. Однако он сумел скрыть свой гнев, тайно призвал епарха Модеста и приказал ему умертвить посланцев. Модест посадил их на корабль, предварительно распустив ложный слух, будто все они отправляются в заточение, и отдал приказ корабельщикам поджечь корабль в открытом море. Корабль был подожжен и, объятый пламенем, в течение некоторого времени носился по морю. Наконец, достигнув места, называемого Дакизис, корабль сгорел дотла вместе с находившимися на его борту святыми мучениками († 370).
Мученик Авдий (или Авид) пострадал в Персии при царе Издигерде I за отказ отречься от Христа и поклониться солнцу и огню. Он скончался после мучительных пыток и до последнего вздоха благодарил Бога, благословившего Своего избранника умереть за Его Святое Имя.
Последние новости
Встреча депутатов в Нижегородской области: обсуждение ключевых вопросов
Депутаты собрались для обсуждения актуальных вопросов региона.
Социальные проекты в Нижегородской области: новые идеи и подходы
Губернатор Глеб Никитин обсудил с замминистром новые меры поддержки семей с детьми.
Нижегородка продала квартиру Алибасову-младшему
История о продаже квартиры, связанной с известным музыкантом.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией