16 ноября, Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма великомученика Георгия в Лидде. Праведной Снандулии Персидской.
03 ноября по старому стилю / 16 ноября по новому стилю среда Седмица 23-я по Пятидесятнице.
03 ноября по старому стилю / 16 ноября по новому стилю
среда
Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).
1_Сол., 264 зач., II, 1–8. Лк., 61 зач., XI, 42–46. Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди ,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников, глас 2:
Боже́ственная, му́дре, непоро́чно тайноводи́л еси́,/ же́ртва прия́тна был еси́, богоблаже́нне,/ Христо́ву бо пил еси́ ча́шу сла́вно, свя́те Акепси́мо,/ со страда́льцы твои́ми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Тропарь великомученика Георгия, глас 4:
́Яко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных побо́рниче,[164]/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак великомученика Георгия, глас 8:
К возбра́нному и ско́рому заступле́нию твоему́ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в, от собла́зн вра́жиих/ воспева́ющим тя, и вся́ких бед, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.
Мысли свт. Феофана Затворника
(1Сол.4:1–12; Лк.11:42–46)
Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества.
Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.
Память святых мучеников епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Аифала совершается в Православной Церкви 14 сентября и 16 ноября по новому стилю.
Жизненный путь святых мучеников протекал в шестом веке. Епископ Акепсим нес свое архипастырское служение в городе Наессоне, находившемся на территории Персии. Владыка заслужил любовь со стороны окормляемых им христиан своим благочестивым образом жизни и непрестанную деятельность на благо Церкви. Когда власть пришла в руки языческого правителя Сапора, христиане на территории Персии претерпевали сильные гонения. Не был исключением и святитель Акепсим, достигший к тому времени восьмидесятилетнего возраста. Старца схватили и доставили в город Арбелу для вынесения судебного приговора, решающее значение имел голос языческого жреца Ардаха, который поклонялся солнцу. Ардах стал упрашивать епископа, чтобы он совершил языческое жертвоприношение перед персидскими идолами. Святитель дал решительный отказ, за что претерпел сильные побои и отправлен под темничную стражу.
Пресвитер Иосиф и диакон Аифал на следующий день после осуждения святителя также были схвачены и доставлены на суд в то же место. Верные служители повторили слова своего наставника и пострадали от тяжелых пыток, после чего были заключены под стражу вместе с епископом Акепсимом. Пресвитеру Иосифу на момент его осуждения за христианское мировоззрение и служение Церкви было семьдесят лет. Мученики провели в тюрьме трехлетний период, на протяжении которого их неоднократно пытались лишить жизни через испытания отсутствием пищи и питья.
Царь Сапор, прибывший в город Арбелу, пожелал лично испытать веру святых мучеников: перед его взором предстали трое благочестивых служителей Церкви, которые к тому времени выглядели весьма изнуренно, а их тела были покрыты гнойными ранами. Царь обещал мученикам даровать свободу и возможность исцеления, если они исполнят его требование и поклоняться языческим божествам. Но твердость святых угодников в их уповании на милость Божию только укрепилась с годами, так как усмирив возмущение плоти, их душа освятилась силой благодати Божией. Вместо требуемого поклонения идолам святитель Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон Акефал стали проповедовать христианское учение и опровергать идольские заблуждения. Тогда языческий правитель повелел обезглавить святителя, а пресвитера и диакона избить камнями. Приговор над святителем был исполнен.
Мучение пресвитера Иосифа была долгой, так как на протяжении нескольких часов происходило избиение камнями святого мученика на глазах у многочисленных горожан. Специально вызванные стражники охраняли тело пресвитера, чтобы христианские верующие не имели возможности взять святые мощи для поклонения и погребения. После того, как прошло три ночи от момента мученической кончины святого пресвитера Иосифа и началась четвертая ночь, внезапно над городом стал бушевать ураган огромной силы, засверкали молнии, одна из которых смертельно поразила дежуривших стражников. Камни, покрывавшие тело мученика, были разбросаны сильными порывами ветра. После укрощения стихии тело угодника Божия не было обнаружено.
Место казни святого диакона Аифала находилось в селении Патриас, где он также принял мученическую кончину через побиение камнями. Местные христиане тайным образом взяли тело мученика и совершили над ним обряд христианского погребения. Через некоторое время на месте захоронения святого диакона Аифала выросло дивное дерево: кто вкушал плоды этого растения, незамедлительно получал исцеление даже от неизлечимого недуга.
16 ноября, Русская церковь вспоминает , обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде.
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклитиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле.
В царствование благочестивого императора Константина почитатели святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября (16 н.ст.). Неизвестно, было ли уже и тогда установлено ежегодное празднование этого дня, – во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день.
Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и сам гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание об этом знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь торжества на Руси построено много монастырей и церквей.
Преподобный Акепсим Антиохийский, Сирийский отшельник жил в царствование Феодосия Великого. Затворившись в малой келлии, он прожил в ней 60 лет, перенося сильный жар и холод, никого не видя, ни с кем не беседуя и только молясь Богу. Келлия его была выкопана в земле и была очень неудобна для обитания; пищею же ему служила чечевица, смешанная с водою, да и то однажды в неделю. Необходимую для питья воду он черпал из ближайшего источника ночью, чтобы не быть кем-либо видимым. После усиленных просьб он принял сан епископа и, сотворив многочисленные чудеса, в мире предал дух Господу.
Мученики Севастийские Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Истукарий, Пактовий и Никтополион, пострадавшие в царствование императора Лициния (по другим источникам, в правление императора Деция). Воины Евдоксий, Аттик и Катерий за проповедь христианства претерпели различные истязания по приказу дукса Маркелла и архонта Авксана. Затем они были заключены в темницу, где их бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, которых били палками и подвергли другим пыткам, а затем сожгли вместе с упомянутыми выше воинами.
Персидская христианка Яздундокта жила в столице Ктесифоне. Во время гонения на христиан, когда более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме, казнены, ее не арестовали. Арестовывали священников, диаконов, монахов и монахинь, а она была «всего лишь» мирянкой; царь Сапор, таким образом, проявил больший клерикализм, чем христиане. Яздундокта кормила всех заключенных (тогдашняя тюрьма прежде всего пытала людей голодом). Узнав дату казни, она накануне организовала пышную трапезу и каждому подарила праздничную белоснежную одежду. Но только на следующее утро она пришла рано и сказала, что казнь состоится сегодня, попросила всех хранить верность Богу. Мучеников обезглавили, и Яздундокта сумела в ту же ночь украсть тела и захоронить, спася от надругательств.
Священномученик Василий родился 20 января 1874 года в селе Русалкино Тульской губернии в семье диакона Михаила Архангельского. Окончил Тульскую Духовную семинарию и женился. Впоследствии у них с супругой родилось шестеро детей. Василий Михайлович был рукоположен в сан священника.
В последние годы перед арестом служил в храме села Люблино Каширского района Московской области.
В начале тридцатых годов власти, намереваясь закрыть храм и изгнать священника из прихода, предложили ему уплатить налог в виде сельскохозяйственной продукции. Отец Василий не смог этого сделать и в 1931 году был приговорен к трем годам ссылки. Видя свою абсолютную невиновность и несправедливые и незаконные действия местных властей, отец Василий подал прошение о пересмотре дела, и областным судом был оправдан.
27 октября 1937 года власти вновь арестовали священника. Сразу же начались допросы. Его обвиняли в контрреволюционной антисоветской деятельности. Отец Василий виновным себя не признал.
– Следствию известно, что вы вели контрреволюционную агитацию среди населения об уничтожении коммунистов и обязательном посещении детьми церкви, – сказал следователь.
– Я агитации об уничтожении коммунистов никогда не вел.
С некоторыми женщинами в церкви я говорил и спрашивал их, приучают ли они своих детей молиться, а также и своих родственников, – ответил священник.
14 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Архангельский был расстрелян через день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле.
Последние новости
Нижегородцы призваны обратить внимание на свое здоровье
Проктолог советует жителям Нижнего Новгорода изменить свои привычки.
Новогодние события в городе: что ожидать в этом году
Город готовится к празднованию Нового года с множеством мероприятий для всех возрастов.
Новые инициативы в области экологии в Москве
Городские власти представили план по улучшению экологической ситуации.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований