12 июня. Преподобного Исаакия исп., игумена обители Далматской. Священномученика Василия Смоленского, пресвитера. Собор святых Пензенской митрополии

30 мая по старому стилю / 12 июня по новому стилю понедельник Седмица 2-я по Пятидесятнице.

30 мая по старому стилю / 12 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Начало Петрова поста.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383).
Сщмч. Василия Смоленского пресвитера (1942).
Собор святых Пензенской митрополии*.

Рим., 83 зач., II, 28 – III, 18. Мф., 19 зач., VI, 31–34; VII, 9–11.

С этого дня поется Октоих. Устав вседневной службы изложен в 9-й главе Типикона, в 11-й главе дается порядок пения канонов всей седмицы при различных вариантах соединения служб Октоиха и Минеи. Устав субботней службы с «Бог Господь» помещен в 12-й главе Типикона, а особенности субботних служб – в 15-й.

* Празднование Собора святых Пензенской митрополии внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 19 сентября 2020 года.

Тропарь преподобного Исаакия, глас 8:
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо Крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой.

Кондак преподобного Исаакия, глас 8:
Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне./ Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя,// Исаа́кие преподо́бне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 2, 28-3, 18; Мф. 6, 31-34; 7, 9-11). "Не заботьтесь". Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая - болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться - трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!

Преподобный Исаакий Далматский

Преподобный Исаакий   жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

Фото сщмч. Василия Смоленского пресвитера

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий   ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Са­ве­лье­во Ки­я­сов­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ми­хай­ло­ви­ча и его су­пру­ги Ев­до­кии Алек­сан­дров­ны Смо­лен­ских. Окон­чив в 1891 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ва­си­лий в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ла­ми­ши­но Пят­ниц­кой во­ло­сти Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1918 го­ду отец Ва­си­лий был по лож­но­му до­но­су аре­сто­ван и за­клю­чен в зве­ни­го­род­скую тюрь­му, от­ку­да он был осво­бож­ден через семь дней, по­сле то­го как де­ло бы­ло разо­бра­но, и он, по при­зна­нии его неви­нов­ным, вер­нул­ся слу­жить в Ка­зан­ский храм.
Од­на­ко оче­ред­ное уси­ле­ние го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не ми­но­ва­ло его. В сен­тяб­ре 1929 го­да мест­ные ком­со­моль­цы, вы­зван­ные к сле­до­ва­те­лю ОГПУ, да­ли по­ка­за­ния про­тив свя­щен­ни­ка. Некая ком­со­мол­ка по­ка­за­ла, что од­на­жды свя­щен­ник, встре­тив­шись с ней, по­здо­ро­вал­ся и спро­сил, прав­да ли, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся устра­и­вать спек­такль в Страст­ную пят­ни­цу. И узнав, что это прав­да, за­ме­тил, как бы им от это­го не бы­ло пло­хо, и по­со­ве­то­вал этот во­прос про­ду­мать. Она по­ка­за­ла так­же, что в их рай­оне жи­вет очень мно­го ве­ру­ю­щих лю­дей, сре­ди ко­то­рых свя­щен­ник поль­зу­ет­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, что ме­ша­ет про­во­ди­мым ком­со­мо­лом ме­ро­при­я­ти­ям, од­на­ко ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских вы­ступ­ле­ний со сто­ро­ны свя­щен­ни­ка не за­ме­ча­лось. Ком­со­мо­лец со сво­ей сто­ро­ны по­ка­зал, что ему дей­стви­тель­но по­встре­чал­ся на до­ро­ге свя­щен­ник и, узнав, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся ор­га­ни­зо­вать пи­о­нер­ский от­ряд, про­сил не по­ка­зы­вать де­тям ни­че­го ху­до­го.
19 ок­тяб­ря 1929 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве; бу­дучи до­про­шен, он ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я ни­где, ни­ко­гда не вел. Чи­та­е­мые мною про­по­ве­ди но­сят чи­сто ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го в них ан­ти­со­вет­ско­го нет.
– Угро­жа­ли ли вы ком­со­моль­цам рас­пра­вой за то, что они ве­дут ра­бо­ту по без­бо­жию? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­му ни­ко­гда я не угро­жал.
– Ни­че­го по­доб­но­го я ему не го­во­рил. Счи­таю, что воз­ве­ден­ное на ме­ня об­ви­не­ние яв­ля­ет­ся ло­жью.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 18 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в го­род Оне­гу.
14 ав­гу­ста 1933 го­да отец Ва­си­лий вер­нул­ся из ссыл­ки до­мой, но мест­ные вла­сти при­ка­за­ли ему, как от­бы­вав­ше­му на­ка­за­ние, вы­ехать из се­ла за 101 ки­ло­метр от Моск­вы, и он по­се­лил­ся в се­ле Хол­мец Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и с 24 ок­тяб­ря то­го же го­да стал слу­жить в Ни­коль­ской церк­ви в этом се­ле. Имея к это­му вре­ме­ни все цер­ков­ные на­гра­ды, он ко дню свя­той Пас­хи в 1934 го­ду был на­граж­ден мит­рой.
В ав­гу­сте 1936 го­да в хра­ме в се­ле Чер­лен­ко­во со­сто­я­лась бе­се­да, на ко­то­рой при­сут­ство­ва­ли слу­жив­ший здесь свя­щен­ник, диа­ко­ны и мо­на­хи­ни, она кос­ну­лась про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью по­ли­ти­че­ских су­деб­ных про­цес­сов; на со­об­ще­ние об этом од­но­го из диа­ко­нов, диа­кон Иоанн Фе­ли­цын за­ме­тил, что их все рав­но всех пе­ре­бьют. Участ­ни­ки раз­го­во­ра ста­ли ему го­во­рить, чтобы он вел се­бя осто­рож­нее. Все это до­шло до НКВД, и 19 сен­тяб­ря 1936 го­да диа­кон Иоанн Фе­ли­цын был аре­сто­ван, а участ­ни­ки бе­се­ды вы­зва­ны в ка­че­стве сви­де­те­лей, где под­твер­ди­ли ими слы­шан­ное. Вме­сте с ни­ми был до­про­шен 23 сен­тяб­ря и про­то­и­е­рей Ва­си­лий, так как бы­ло из­вест­но, что он зна­ком с аре­сто­ван­ным диа­ко­ном. По ма­ло­ду­шию он вме­сте со все­ми под­твер­дил все пред­ло­жен­ное сле­до­ва­те­лем.
В мае 1941 го­да про­то­и­е­рею Ва­си­лию бы­ло при­ка­за­но в адми­ни­стра­тив­ном по­ряд­ке по­ки­нуть пре­де­лы Мос­ков­ской об­ла­сти, и он вы­ехал в се­ло Но­во-Ни­коль­ское Яро­слав­ской об­ла­сти, и в хра­ме в се­ле Хол­мец за от­сут­стви­ем свя­щен­ни­ка бо­го­слу­же­ния пре­кра­ти­лись. В Но­во-Ни­коль­ском отец Ва­си­лий че­ты­ре ме­ся­ца до­би­вал­ся от мест­ных вла­стей, чтобы ему раз­ре­ши­ли слу­жить, но раз­ре­ше­ния ему не да­ли, и он уехал в де­рев­ню Кон­че­е­во Смо­лен­ской об­ла­сти; здесь его за­ста­ла вой­на; ко­гда фронт при­бли­зил­ся вплот­ную к де­ревне и ста­ла слыш­на близ­кая ка­но­на­да ар­тил­ле­рий­ских ору­дий, он, ухо­дя от нем­цев, вер­нул­ся в се­ло Хол­мец, ку­да, впро­чем, вско­ре во­шли пе­ре­до­вые ча­сти немец­кой ар­мии, и отец Ва­си­лий при­нял ре­ше­ние воз­об­но­вить бо­го­слу­же­ние.
26 ок­тяб­ря 1941 го­да в хра­ме со­сто­я­лась пер­вая служ­ба, а за­тем бо­го­слу­же­ния ста­ли со­вер­шать­ся ре­гу­ляр­но. При от­кры­тии хра­ма нем­цы сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли свя­щен­ни­ка и сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись вме­сте с ним, а пе­ре­вод­чик по­жерт­во­вал свя­щен­ни­ку де­сять немец­ких ма­рок.
В ян­ва­ре 1942 го­да нем­цы по­ки­ну­ли Хол­мец и в него во­шли ча­сти Крас­ной ар­мии. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий про­дол­жал слу­жить в хра­ме. Ком­му­ни­сти­че­ские вла­сти, несмот­ря на вой­ну, не из­ме­ни­ли сво­е­го от­но­ше­ния к хри­сти­ан­ству, и, как толь­ко ото­дви­га­лась ли­ния фрон­та, на осво­бож­ден­ной от ок­ку­пан­тов тер­ри­то­рии тут же воз­об­нов­ля­лись го­не­ния. От пре­сле­до­ва­ний не спа­са­ли ни тяж­кие бо­лез­ни, ни воз­раст – про­то­и­е­рею Ва­си­лию ис­пол­ни­лось в то вре­мя семь­де­сят три го­да. 2 мар­та 1942 го­да он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что воз­об­но­вил при нем­цах бо­го­слу­же­ние, и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На­ча­лись мно­го­днев­ные до­про­сы.
– От­веть­те, что вас за­ста­ви­ло стать на путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства немец­ким ок­ку­пан­там? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– На путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства нем­цам я не вста­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы утвер­жда­е­те, что в се­ло Хол­мец, от­ку­да вы бы­ли вы­се­ле­ны, при­е­ха­ли до за­ня­тия его нем­ца­ми. На ка­ком же ос­но­ва­нии вы сно­ва вер­ну­лись в се­ло?
– В се­ло Хол­мец я из де­рев­ни Кон­че­е­во бе­жал от нем­цев.
– Бе­жа­ли от нем­цев и при­бе­жа­ли к нем­цам?! От­веть­те, как вас по­ни­мать?
– Ко­гда я при­е­хал в се­ло Хол­мец, их там не бы­ло.
– О при­бы­тии нем­цев в се­ло Хол­мец вам бы­ло из­вест­но?
– Да, бы­ло из­вест­но.
– По­че­му же из се­ла Хол­мец вы от нем­цев не по­бе­жа­ли?
– В се­ле Хол­мец я остал­ся со все­ми ве­ру­ю­щи­ми.
– То есть оста­лись до­жи­дать­ся нем­цев?
– Нет, нем­цев я не ждал, а остал­ся слу­жить.
– Где и ко­му слу­жить?
– Яв­ля­ясь свя­щен­но­слу­жи­те­лем, в се­ле Хол­мец я остал­ся слу­жить в церк­ви ве­ру­ю­щим.
Вы утвер­жда­е­те, что в се­ле Хол­мец оста­лись яко­бы с це­лью служ­бы ве­ру­ю­щим, по­че­му то­гда сра­зу по­сле сво­е­го при­ез­да не от­кры­ли цер­ковь?
– Я был боль­ной, а за­тем ко­ле­бал­ся в воз­мож­но­сти от­кры­тия церк­ви, а ко­гда при­шли нем­цы, я ее от­крыл без вся­ких пре­пят­ствий.
– На ка­кие те­мы вам при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать с немец­ки­ми офи­це­ра­ми?
– В раз­го­во­рах немец­кие офи­це­ры за­яв­ля­ли, что Моск­ву ско­ро возь­мут и к весне вой­ну с Со­вет­ским Со­ю­зом по­бе­до­нос­но за­кон­чат.
– Что вы им в свою оче­редь го­во­ри­ли?
– На их за­яв­ле­ния я толь­ко го­во­рил: «что Бог вам даст».
– Сколь­ко раз вы слу­жи­ли мо­ле­бен о по­бе­де немец­кой ар­мии?
– Та­ких мо­леб­нов я не слу­жил.
– А про­по­ве­ди про­из­но­си­ли?
– И про­по­ве­дей о том, чтобы по­бе­да бы­ла на сто­роне нем­цев, я не про­из­но­сил.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду.
– Я по­ка­зы­ваю так, как бы­ло.
– По­ка­жи­те о сво­ей пре­да­тель­ской де­я­тель­но­сти.
– Пре­да­тель­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
10 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 ап­ре­ля утвер­жде­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние: про­то­и­е­рей Ва­си­лий об­ви­нял­ся в том, «что, на­хо­дясь на вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии немец­ки­ми за­хват­чи­ка­ми, во­шел в тес­ную связь с немец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем, стал их ак­тив­ным по­соб­ни­ком...».
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Смо­лен­ский скон­чал­ся в боль­ни­це Та­ган­ской тюрь­мы 12 июня 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Де­ло его, од­на­ко, про­дол­жа­ло рас­смат­ри­вать­ся и 10 июля 1942 го­да бы­ло от­прав­ле­но на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при НКВД. 15 июля 1942 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Ва­си­лия к рас­стре­лу. Од­на­ко при­го­вор над ним уже со­вер­шить­ся не мог.

Собор святых Пензенской митрополии

17 июля 2020 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим обратился с рапортом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В нем он, согласно решению Архиерейского совета Пензенской митрополии, просил благословения на почитание Собора Пензенских святых в составе 36 угодников Божиих, прославленных ранее в лике общероссийских или местночтимых святых Русской Православной Церкви, связанных с Пензенской митрополией своей жизнью, трудами и подвигами во имя Христово.

Также митрополит Серафим просил благословения Святейшего Патриарха установить дату празднования Собора Пензенских святых на 30 мая (12 июня н. ст.), так как это – день рождения святителя Иннокентия Пензенского, дата, которая исторически в XIX – начале ХХ в. ежегодно праздновалась в Пензе; Просветительное Иннокентиевское братство, учрежденное в 1885 г. и возрожденное в наше время как консультационно-реабилитационный центр, в этот день отмечало свои годовщины. Последнюю четверть века в этот день в Пензе празднуется также День города.

19 сентября 2020 г. Святейший Патриарх Кирилл положил резолюцию на рапорте митрополита Серафима относительно утверждения состава Собора Пензенских святых.

Список Святых
Священномученик Филаре́т Великанов, пресвитер
Священномученик Николай Прозоров, пресвитер
Блаженный Иоанн Кочетовский (Паташев)
Священномученик Фео́дор Каллистов, пресвитер
Преподобномученица Елена (Асташкина), монахиня
Преподобномученица Е́ва (Павлова), игумения
Преподобномученица Гермоге́на (Кадомцева), монахиня
Мученица Агриппи́на Киселева
Священномученик Ти́хон (Никаноров), Воронежский, архиепископ
Священномученик Григо́рий Самарин, диакон
Исповедник Иоа́нн Калинин, пресвитер
Священномученик Петр Покровский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн (Поммер), Рижский, архиепископ
Святитель Инноке́нтий Пензенский (Смирнов), епископ
Священномученик Августи́н (Беляев), Калужский, архиепископ
Преподобномученик Пахо́мий (Ионов), иеромонах
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер
Священномученик Аре́фа Насонов, пресвитер
Преподобномученик Гера́сим (Сухов), иеромонах
Священномученик Фео́дор (Смирнов), Пензенский, епископ

 

Последние новости

Вакцинация против гриппа в Самарской области достигла рекорда

Более 1,7 миллиона жителей региона получили прививку от гриппа.

Заседание комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетным вопросам

Депутаты обсудят корректировку бюджета на 2024 год и налоговые вопросы.

Введение туристического налога в Санкт-Петербурге

Новый налог может повлиять на туристическую привлекательность города.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Елабуге на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *