12 июня. Преподобного Исаакия исп., игумена обители Далматской. Священномученика Василия Смоленского, пресвитера. Собор святых Пензенской митрополии
30 мая по старому стилю / 12 июня по новому стилю понедельник Седмица 2-я по Пятидесятнице.
30 мая по старому стилю / 12 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Начало Петрова поста.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383).
Сщмч. Василия Смоленского пресвитера (1942).
Собор святых Пензенской митрополии*.
Рим., 83 зач., II, 28 – III, 18. Мф., 19 зач., VI, 31–34; VII, 9–11.
С этого дня поется Октоих. Устав вседневной службы изложен в 9-й главе Типикона, в 11-й главе дается порядок пения канонов всей седмицы при различных вариантах соединения служб Октоиха и Минеи. Устав субботней службы с «Бог Господь» помещен в 12-й главе Типикона, а особенности субботних служб – в 15-й.
* Празднование Собора святых Пензенской митрополии внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 19 сентября 2020 года.
Тропарь преподобного Исаакия, глас 8:
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо Крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой.
Кондак преподобного Исаакия, глас 8:
Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне./ Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя,// Исаа́кие преподо́бне.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 2, 28-3, 18; Мф. 6, 31-34; 7, 9-11). "Не заботьтесь". Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая - болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться - трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.
Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую Духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губернии.
В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.
Однако очередное усиление гонений на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.
19 октября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; будучи допрошен, он сказал:
– Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.
– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? – спросил его следователь.
– Никому никогда я не угрожал.
– Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
На этом допросы были закончены. 18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.
14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Имея к этому времени все церковные награды, он ко дню святой Пасхи в 1934 году был награжден митрой.
В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.
В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.
26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.
В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Коммунистические власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – протоиерею Василию исполнилось в то время семьдесят три года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.
– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.
– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.
– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
– Да, было известно.
– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
– В селе Холмец я остался со всеми верующими.
– То есть остались дожидаться немцев?
– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
– Где и кому служить?
– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
– Что вы им в свою очередь говорили?
– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
– Таких молебнов я не служил.
– А проповеди произносили?
– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
– Вы говорите неправду.
– Я показываю так, как было.
– Покажите о своей предательской деятельности.
– Предательской деятельностью я не занимался.
10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...».
Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог.
17 июля 2020 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим обратился с рапортом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В нем он, согласно решению Архиерейского совета Пензенской митрополии, просил благословения на почитание Собора Пензенских святых в составе 36 угодников Божиих, прославленных ранее в лике общероссийских или местночтимых святых Русской Православной Церкви, связанных с Пензенской митрополией своей жизнью, трудами и подвигами во имя Христово.
Также митрополит Серафим просил благословения Святейшего Патриарха установить дату празднования Собора Пензенских святых на 30 мая (12 июня н. ст.), так как это – день рождения святителя Иннокентия Пензенского, дата, которая исторически в XIX – начале ХХ в. ежегодно праздновалась в Пензе; Просветительное Иннокентиевское братство, учрежденное в 1885 г. и возрожденное в наше время как консультационно-реабилитационный центр, в этот день отмечало свои годовщины. Последнюю четверть века в этот день в Пензе празднуется также День города.
19 сентября 2020 г. Святейший Патриарх Кирилл положил резолюцию на рапорте митрополита Серафима относительно утверждения состава Собора Пензенских святых.
Список Святых
Священномученик Филаре́т Великанов, пресвитер
Священномученик Николай Прозоров, пресвитер
Блаженный Иоанн Кочетовский (Паташев)
Священномученик Фео́дор Каллистов, пресвитер
Преподобномученица Елена (Асташкина), монахиня
Преподобномученица Е́ва (Павлова), игумения
Преподобномученица Гермоге́на (Кадомцева), монахиня
Мученица Агриппи́на Киселева
Священномученик Ти́хон (Никаноров), Воронежский, архиепископ
Священномученик Григо́рий Самарин, диакон
Исповедник Иоа́нн Калинин, пресвитер
Священномученик Петр Покровский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн (Поммер), Рижский, архиепископ
Святитель Инноке́нтий Пензенский (Смирнов), епископ
Священномученик Августи́н (Беляев), Калужский, архиепископ
Преподобномученик Пахо́мий (Ионов), иеромонах
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер
Священномученик Аре́фа Насонов, пресвитер
Преподобномученик Гера́сим (Сухов), иеромонах
Священномученик Фео́дор (Смирнов), Пензенский, епископ
Последние новости
Вакцинация против гриппа в Самарской области достигла рекорда
Более 1,7 миллиона жителей региона получили прививку от гриппа.
Заседание комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетным вопросам
Депутаты обсудят корректировку бюджета на 2024 год и налоговые вопросы.
Введение туристического налога в Санкт-Петербурге
Новый налог может повлиять на туристическую привлекательность города.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией