Учу детей тому, что умею сам, и помогаю им раскрыть в себе таланты
Учитель физики, информатики и робототехники частной школы Дзержинска CleverOne Владимир РАЗУМКОВ – о современном образовании, отношении к профессии и мотивации школьников.
Учитель физики, информатики и робототехники частной школы Дзержинска CleverOne Владимир РАЗУМКОВ – о современном образовании, отношении к профессии и мотивации школьников.
Каждый октябрь у всех нас есть возможность аж два раза поздравить с профессиональным праздником учителей – людей, дающих знания детям, сеющих в их душах мудрое, доброе, вечное. Пятого октября отмечается Международный день учителя, а в первое воскресенье октября – наш отечественный День учителя «по старому стилю», который до сих пор многие педагоги помнят и чтут.
Вообще, про людей, отдающих свою жизнь учительству, как, впрочем, и про систему образования в целом – ее радости, горести, можно и должно писать как можно чаще, что «Репортер» и старается делать. Вот и сегодня мы решили пообщаться с одним из представителей этой профессии, взглянуть его глазами, то есть изнутри, на современное образование, тандем «учитель-ученик»…
Чувствовал, что истинное мое призвание – школа – Владимир Владимирович, если не врет Интернет, ваш педагогический стаж невелик. Чем занимались, где работали до того, как пришли в школу, и что (кто) сподвигло вас на столь непопулярный ныне шаг – пойти в учителя?– Моим первым местом работы была школа, так как я закончил физико-математический факультет Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара и устроился в Саваслейскую среднюю школу учителем информатики в далеком 1994 году. Проработал там шесть лет, и все было прекрасно, но трудные 90-е годы не дали мне продолжить карьеру учителя. Я был женат, родилась дочь, а зарплата была нищенская, да и ее давали с огромными задержками. Ничего не оставалось, как получить еще одно высшее образование и сменить вид деятельности.
В 1999 году я закончил Волго-Вятскую академию государственной службы (сейчас РАНХиГС), вскоре перебрался на постоянное место жительства в Нижний Новгород и устроился работать кредитным инспектором в один из банков. Так началась новая веха в моей жизни. За это время я работал финансовым директором в нескольких компаниях Дзержинска, возглавлял филиалы двух банков, руководил клининговой компанией, строительной фирмой. Все было хорошо, но я чувствовал, что истинное мое призвание – школа. И я… вернулся.
– После возвращения в профессию насколько ваши ожидания от школы, педагогики соответствовали тому, что вы увидели в реальности? Что, может быть, понравилось, а что-то покоробило?– Возврат к педагогической деятельности состоялся в 2017 году. Я устроился в школу №23, где училась моя дочь. Но в течение короткого времени понял, что попал не туда. Многие глубинные проблемы современной школы реально покоробили, и я быстро передумал. Затем была частная школа – средняя школа им. Н.И. Лобачевского. Это было уже лучше, так как в частной школе многое зависит от руководителя школы и работать в таком учебном заведении комфортнее, да и оплата выше. Но когда я познакомился с директором школы CleverOne Анастасией Геннадьевной Гавриловой, услышал основные базовые принципы, на которых она строит свою частную школу, был по-хорошему шокирован. Я услышал именно те идеи и цели, о которых мечтал сам, и именно их считаю самыми важными в образовательном и воспитательном процессе. Если честно, мне даже не верилось, что такое возможно в современных реалиях. Что-то частное и коммерческое подразумевает извлечение прибыли. Здесь цели совсем не такие.
Дети загораются жаждой знаний, когда понимают, что от их труда что-то зависит – Как давались первые шаги? Завоевывать внимание учеников было трудно, с дисциплиной проблемы возникали?– В школе CleverOne я не мог спокойно летом сидеть дома и включился в работу на этапе строительства, поэтому она по-живому вошла в мою душу. С учениками же еще проще. Я отношусь к детям с пониманием (иначе никак), поэтому с вниманием, дисциплиной особых проблем нет.
– Как считаете, чтобы быть хорошим учителем, пользоваться авторитетом и любовью детей, достаточно хорошо знать свой предмет, или учитель должен еще быть интересной, разносторонней личностью?– Тут вы сами ответили на свой вопрос. Мне даже иногда кажется, что лучше, когда сам учитель не все знает по своему предмету, но стремится узнать и делает это вместе с ребятами. Дети загораются жаждой знаний, когда понимают, что от их труда что-то зависит, когда им в умы не только вкладывают пережеванную кашу из формул, понятий и выводов, но и сами они грызут гранит науки.
Нужно любить свой предмет, любить детей и любить жизнь, и тогда человек автоматически становится интересной и разносторонней личностью!
– Лично ваши интересы ограничены лишь физикой, информатикой или увлечения выходят далеко за эти рамки: может быть, вы не только физик, но и лирик?– Да я и не физик в чистом виде. Я учитель физики, информатики и робототехники. Кроме этого, преподавал математику, экономику, технологию и черчение.
Помимо этого, я пишу стихи, сочиняю песни, профессионально рисую, в том числе на компьютере. Я занимаюсь тем, что интересно, и учу детей тому, что умею сам, и помогаю им развить в себе те таланты, с задатками которых они родились.
Учителя, как все люди, разные… – Вы сами мальчишкой как относились к учителям? Действительно ли сегодняшнее отношение к ним детей намного хуже, чем было раньше, и оставляет желать лучшего? И чья в этом вина – не самих ли учителей?– К учителям относился и отношусь с уважением, так как эти люди посвятили свою жизнь тому, чтобы я стал умнее, то есть посвятили свою жизнь другим людям. Учителя, как все люди, разные: великие и смешные, талантливые и «никакие», как написал Роберт Рождественский.
А по поводу отношения детей я считаю, что дети – это отражение времени. Сегодняшние или вчерашние, советские или какие-то другие, можно называть как угодно, но дело не в детях, дело в обществе. Если дети не понимают, что они делают в школе, если учителя воротит от того, что он делает, если родители ожидают что-то от школы, не получают и обвиняют ее во всех ошибках воспитания своих детей, то винить можно кого угодно: хоть президента, хоть погоду.
Когда же дети чувствуют, что их с учителем цели совпадают, что они пришли в школу за знаниями, чтобы стать образованными людьми, никаких проблем нет, вы вместе в одной лодке.
Дети сейчас, как никогда, нуждаются в обучении и воспитании, так как не хуже взрослых понимают трудности настоящего времени, а трудности сближают людей.
Если школа не будет воспитывать детей, то это сделают улица, смартфоны и компьютерные игры.
– Согласны ли вы с тем, что у молодых учителей нет той любви к своей профессии, к детям, как у их более зрелых коллег?– Не согласен. Думаю, все зависит от призвания. Если человек любит детей, любит учить, воспитывать и готов этому посвятить себя, он должен этим заниматься. Возраст просто помогает точнее ощутить и понять это.
– Как считаете, должна ли школа все-таки преимущественно учить детей, давать им знания или должна и воспитывать подрастающее поколение?– Это вечный вопрос, но вот в школе CleverOne нет упора на что-то одно из этого. Здесь в равной мере и учат, и воспитывают. Проще говоря, делают жизнь детей эффективнее и комфортнее.
– Вспомните себя школьником… Что бы вам хотелось видеть в нынешних учениках, что было у вашего поколения и нет у нынешнего?– Про учеников ничего не могу сказать. Повтор: дети всегда одинаковые, разные только условия развития. Все вопросы – к системе образования. Сейчас, как мне кажется, мало внимания уделяют профориентации. У нас был УПК, и я, будучи учеником, поработал на молокозаводе, в деревообрабатывающем цехе, на радиозаводе, в АСУП крупного завода. Да, я не стал радиоэлектронщиком или слесарем, но я навсегда запомнил запах этих цехов и лица работников – профессионалов, которые с одного удара загоняли длинные гвозди в деревянные конструкции. Этого сейчас не хватает, и дети долго не могут определиться с будущими профессиями: то все экономисты и юристы, то дизайнеры, то психологи. Но ощутить себя в шкуре будущей профессии заранее, это очень важно.
Еще в советские времена много внимания уделялось пожилым людям, заслуженным работникам, ветеранам. Надо проводить тематические вечера с интересными людьми, чтобы была преемственность поколений. Для этого не обязательно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которых почти и не осталось. Есть же много интересных и умных людей. Не надо про них забывать.
В частной школе больше возможностей для творческой реализации – Владимир Владимирович, извините, но в том, что ваш выбор пал все-таки на частную школу, виноват прежде всего денежный вопрос?– Я, как уже сказал, пошел сначала в государственную школу, но она повязана инструкциями и «указивками». Например, я просил ввести кружок по обучению «Фотошопу», возможность проводить экономическую игру с виртуальными деньгами, курсы робототехники, но в школе не нашлось часов на мои «безумные» идеи. А у частной школы более гибкий подход к таким инициативам.
Да, оплата в частной школе более достойная, но, главное, здесь больше возможностей для творческой реализации. Для меня это важнее.
– Не опасаетесь, что в частной школе придется… плясать под дудку учеников и их родителей, натягивать оценки «Митрофанушкам», все им прощать: ведь кто платит, тот и музыку заказывает.– Нет. Я уже работал в частной школе и не ощущал ничего подобного. Может, эта трудность ложится на плечи директора, я не знаю. До меня, как учителя, негатив не доходит, только хорошее.
В частной школе я заметил обратное: родители более требовательны к своим детям и хотят, чтоб из них выросли достойные граждане своей страны и их наследники.
– Почему, на ваш взгляд, сегодня молодежь не идет работать педагогами?– Есть только одна проблема, которая бы все решила, – это достойная оплата труда. Если бы учитель получал зарплату на уровне квалифицированного врача или инженера, то и молодежь бы чаще выбирала эту профессию. В школу бы пришли молодые, энергичные, современные и амбициозные специалисты.
В советское время большой разницы в оплате труда не было, и в сфере образования все было на уровне, но сейчас мы живем в капиталистической стране, где каждый выживает как может. Педагоги вынуждены заниматься репетиторством, а это совсем не про школу.
Бюрократии, неадекватности и прочего негатива хватает во многих видах деятельности, но если работник мотивирован, то все можно решить. Директорам же приходится «с лупой» выискивать специалистов в свои школы, потому что желающих работать учителями мало.
– За годы работы учителем у вас не возникало желания уйти из профессии?– Такое желание возникает в любой профессии, когда что-то не получается или возникают конфликты с руководством, но смотришь в глаза детей, слушаешь их звонкие голоса, чувствуешь свою нужность, и все проходит. Как сказал Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»
Алла ЕГОРОВА.
Последние новости
Новая медицинская инициатива для местного населения
В учреждении откроется центр первичной медико-санитарной помощи.
Заседание рабочей группы по участию адвокатов в судах Нижегородской области
Обсуждение вопросов участия адвокатов в судебных заседаниях.
Последние дни для уплаты налогов в Нижегородской области
Жителям региона напоминают о необходимости своевременной уплаты имущественных налогов и НДФЛ.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку