Школа – начало всех начал
21 июня 1941 года была суббота.
«Голубятник». Здесь учились начальные классы
Продолжение статьи http://uren-vesti.ru/articles/media/2022/11/18/shkola-nachalo-vseh-nachal/
Страшное слово: Война
21 июня 1941 года была суббота. В школе проводился выпускной вечер: торжественное собрание, концерт, празднично накрытые столы... Гуляли до утра. А в 6 часов утра прозвучало по радио страшное слово – война! И хотя о войне догадывались и в глубине души её ждали, но известие это было для всех страшной неожиданностью, в которую верилось с трудом. Сразу же мужчин стали забирать в армию, но лето 1941 года прожили относительно спокойно.
Летом учащиеся школы вместе с учителями помогали колхозам в уборке урожая, на сенокосе. В газете «Колхозная искра» за 27 июля 1941 года писали: «На сенокосе в колхозе «Прожектор» три дня подряд работали от 25 до 40 учащихся вместе с учителями. Многие ребята работали на быках, так как не было лошадей».
Из учеников 9 – 10-х классов готовили трактористов. С осени 1941 года учащиеся два месяца работали в колхозе на уборке урожая картофеля и льна. Ходить приходилось пешком даже в отдалённые населённые пункты: Тулагу, Семёново, Среднюю Ворошиловку, Буренино, Мокроносово, Климово и другие.
За работу в деревнях ребят кормили, а также начисляли трудодни. Работали очень дружно, никто не бездельничал, хотя и жили впроголодь, и надеть-то было нечего, особенно эвакуированным. Много эвакуированных появилось к осени 1941 года. Их размещали в семьях уренцев и ближайших деревнях.
К первому сентября 1941 года в школе стали обучаться 1500 учащихся.
Учёба в военное время
В суровые военные годы работа в школе была перестроена в соответствии с военным временем. Учёба протекала в трудных условиях. Не было помещения, школа ютилась в двух зданиях – на Базарной площади и в интернате. Не хватало топлива, не было керосина, заниматься иногда приходилось при свечах. Не было бумаги – писали на газетных листах и разных обрывках.
Учителей не хватало. Те, которые не ушли на фронт, все силы направляли на то, чтобы учащиеся не бросили школу, вели агитационно-массовую работу на селе. Учебников тоже не хватало, давали один на нескольких учеников. Тетради получал классный руководитель, а потом распределял их по ученикам. И при всём этом у ребят были невероятное стремление и тяга к получению знаний.
Учащимся самим приходилось поддерживать школу. На них лежала заготовка дров, ремонт школы и уборка территории. Также ученики дежурили по школе, рыли земляные щели от возможных бомбардировок. Ребятам было очень тяжело, многие из них не доедали, приходили в школу голодными. В день на человека давали 200 граммов хлеба. Но учащихся начальных классов подкармливали, для них на паточном заводе варили кисель.
Учителя Л.Н. Ягилева и С.П. Гребенщикова вместе с ребятами по собственной инициативе работали в колхозах и на заработанные деньги организовывали в школе бесплатные завтраки.
Сложностей было много, но, несмотря на это, школа жила насыщенной жизнью. Не прекращалась внеклассная и вне-
урочная деятельность. Усиленно занимались спортом. Школьная команда лыжников: Лев Кочугов, Софья Сушина, Владимир Кайнов и другие, участвуя во Всесоюзном соревновании, заняла первое место.
Тимуровцы школы шефствовали над военным госпиталем. Они носили в госпиталь цветы, собирали посуду, шили бойцам кисеты, давали концерты, писали письма родным, выступали с художественной самодеятельностью и, конечно же, ухаживали за ранеными. Учителя здесь читали лекции.
Также бойцам Красной Армии и для населения Смоленской области, только освободившимся от оккупации, совместными усилиями собрали 1340 рублей, отправили 100 посылок, 282 комплекта тёплых вещей и подарки. Внесли средства на постройку танка «Горьковский комсомолец» (855 рублей) и на эскадрилью самолётов В.П. Чкалова (2500 рублей).
Когда враг подошёл к Москве, учащиеся 9 – 10-х классов отправились на строительство оборонительных объектов в
г. Горький и в Вачский район с учителями З.В. Степановой и М.И. Хохловой.
Школа работала под лозунгом: «Всё – для фронта, всё – для Победы!»
Герои войны
Выпускники и учителя Уренской школы сражались на разных фронтах Великой Отечественной войны и везде показали беспримерное мужество и отвагу.
На фронт ушли многие учителя. Погибли смертью храбрых директора школы Николай Фёдорович Алёшин и Семён Львович Леви.
Выпускники 1941 года буквально со школьной скамьи уходили на фронт и отдавали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Это: Василий Рехалов, Борис Молчанов, Василий Герасенков, Михаил Смоленский, Николай Завьялов, Владимир Мокрецов и многие другие. Не только юноши, но и девушки служили в армии и воевали: Татьяна Лицова, Любовь Серова, Клавдия Мячникова, Евгения Михеева и многие другие. Добровольцами ушли на фронт пионервожатая Ольга Замашкина и секретарь школы Раиса Халтурина.
Воспитанники уренской школы проявляли мужество и отвагу на фронте, за что были отмечены высокими наградами. Например, выпускник школы М.Ф. Орлов во время войны был удостоен звания Героя Советского Союза, а гвардии капитан Анатолий Кузнецов за охрану воздушных границ был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Многие не вернулись с фронта, но память о погибших останется нетленной. Земляки свято чтят тех, кто ушёл на войну и не вернулся. Аллея берёзок, посаженная позднее возле школы в честь погибших учеников, – дос-
товерное свидетельство и подтверждение народной памяти.
Повышение качества знаний
В 1945 году были введены аттестаты зрелости, что значительно повысило качество знаний и дисциплину. Из воспоминаний П.В. Яблоковой (Юмаковой): «В 1945 году были введены экзамены на аттестат зрелости. Это были экзамены по всем основным школьным предметам. Условия приёма экзаменов были очень строгими. Замеченный в списывании ученик лишался права сдавать не только этот экзамен, но и все другие, то есть не мог получить документ об окончании школы. Пересдать экзамен он мог только через год. Учащиеся сдавали экзамены, начиная с 4-го класса в течение всего обуче-
ния, соответственно, опыт сдачи экзаменов был большой. Как правило, к списыванию ученики ни прибегали, а вместо этого старались хорошо подготовиться».
Послевоенные годы
В послевоенные годы напряжённость труда не спадала. Учащиеся помогали убирать картофель. Активно участвовали в художественной самодеятельности и ставили спектакли.
Ученики занимались в трёх зданиях в две смены. Учились при керосиновых лампах. Горели они плохо, давали много копоти, доска освещалась слабо. Была постоянная угроза пожара.
Вот как-то раз, осенью, закончился третий урок. Учителя вышли из классов и поднялись наверх, в учительскую. Вдруг туда вбегает девочка и кричит: «Внизу, в шестом классе, пожар!» А в это время в классе разгорался огонь. Горела парта, облитая керосином из лампы, горел керосин на полу, и уже начинала гореть стена. Шестиклассники растерялись: кто-то пытался сбить пламя своим пальто, но это не помогало, только загоралось само пальто. Не растерялся один ученик Решетников, который схватил бачок с водой и стал заливать огонь. В это время в класс вбежали учителя и помогли потушить пожар.
Постепенно школа входила в нормальный рабочий ритм. Возвращались с фронта учителя. На протяжении всего военного времени директором школы была энергичный, молодой член партии Е.С. Гантова, которая в 1946 году передала школу в хорошем состоянии вернувшемуся после Победы Вячеславу Фёдоровичу Белых. Инициативный, энергичный, широко образованный математик многое делал для укрепления дисциплины и повышения успеваемости в школе. Педагогическому коллективу он показывал пример работоспособности и инициативы.
Одна школа – в трёх зданиях
В 1950 году сменилось руководство школы. Директором был назначен Алексей Васильевич Гантов. При нём началось строительство нового здания, которое завершилось в декабре 1951 года. Изначально оно строилось под общежитие для работников лесопункта «92 завод г. Горького» директором Пейсах Самойловичем Вайеман. Затем это здание преобразовали в школу и там стали заниматься старшеклассники. Находилось оно за ж/д линией, в северной части Уреня.
Весной 1952 года возле школы был заложен фруктовый сад, а вокруг школы посажены клёны. В посадке сада и клёнов принимали участие старшеклассники и учителя, особенно А.В. Гантов и Т.П. Архангельская, которая была ответственной за сад.
Учебный процесс 5 – 7-х классов проходил в деревянном здании, которое было построено в середине 30-х годов как Дом крестьянина (специализированная гостиница для сельских жителей – прим. авт.).
Начальные классы размещались в голубом здании, расположенном на том самом месте, где сейчас стоит УСОШ № 1. За его окраску среди школьников он получил прозвище «Голубятник». Этот дом принадлежал гражданину Уреня Кочугову.
Ольга УТКИНА.
Продолжение следует.
В материале
использовались архивы
музея УСОШ № 1
Последние новости
Резкое похолодание в Краснодарском крае: от тепла к зимнему холоду
Жителей региона предупреждают о возможных последствиях.
Встреча финалистов конкурса «Правосудие 2.0» в Нижнем Новгороде
Научный редактор Роман Ярцев обсудил важные аспекты правосудия с участниками конкурса.
Форум правосудия «Пермский период» в Нижегородском регионе
Представители региона активно участвуют в обсуждении вопросов правосудия.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку