Наука не может быть провинциальной
Многие поколения решетихинцев получили аттестаты зрелости в общеобразовательной школе родного поселка.
Многие поколения решетихинцев получили аттестаты зрелости в общеобразовательной школе родного поселка.
Фото из семейного архива Ефремова Г. Ф. Геннадий ЕфремовПо-разному складывались их судьбы, разные занятия и профессии они выбирали, но некоторые из них действительно заслуживают того, чтобы можно было с гордостью говорить: этот человек – выпускник решетихинской школы. Один из таких выпускников – Геннадий Федорович Ефремов, профессор радиофизического факультета Нижегородского университета им. Лобачевского и физического факультета Нижегородского педагогического университета им. Минина.
Вся жизнь Геннадия Федоровича была связана с наукой. Полученные им результаты и разработанные им методы оказали значительное влияние на развитие лазерной физики и нелинейной оптики. Особенно эффективно эти методы начали работать в новых областях науки – наноэлектронике и наноэлектромеханике, а также при создании квантовых компьютеров. Геннадий Федорович занимался теорией открытых квантовых систем. К таким системам можно отнести почти все квантовые объекты во Вселенной. Интересно, что эти методы оказались полезными не только для решения инженерных и технологических задач, но также и для понимания биологических механизмов.
Про Ефремова в своё время многие говорили, что он занимается какими-то абстрактными вещами, уравнения выписывает никому не нужные. "Не нужные" в 20 веке, стали весьма необходимыми в веке 21-м. Он опередил время, как минимум, на 20 лет. Ефремов работал не на современников, а на будущее, утверждая простую истину о том, что наука не может быть провинциальной, и в ней, как сказал Аристотель, царских путей нет…
Родился Геннадий Федорович Ефремов 16 августа 1940 года в небольшой деревне близ реки Ветлуги Воскресенского района Горьковской области. В первый же год войны погиб на фронте отец, а в 1942 году умерла мама.
Так двухгодовалый Гена и его сестрёнка Нина попали в Дом малютки города Дзержинска, откуда его, маленького дистрофичного мальчика, усыновила Евдокия Александровна Ефремова.
– Эта хрупкая женщина очень опекала приемного сына. Когда шел дождь, всегда встречала Гену из школы с зонтиком, – вспоминает Андрей Анатольевич Шут – одноклассник Г. Ф. Ефремова.
Детство Геннадия Федоровича прошло на станции Жолнино. Это было обычное деревенское военное и послевоенное детство, как у миллионов советских детей. Школа, прогулки с друзьями, летом – купание в Оке, Осовце и многочисленных заливных прудах, зимой – катание на лыжах. И, конечно, много работы по хозяйству – нужно было помогать приёмной матери в уходе за коровой и другой домашней животностью, косить сено, работать в огороде, носить из-под горы воду… Все было как у всех.
В начальной школе первым учителем будущего ученого была Валентина Александровна Баркина. Своим ученикам она запомнилась как строгая учительница – дисциплина у нее на уроках всегда была идеальная. Она очень хорошо знала математику, развивала у детей интерес к этому предмету, закладывая хороший фундамент математической грамотности. Директором школы в те годы был Владимир Петрович Кузьмин.
После окончания седьмого класса, тогда это считалось неполным средним образованием, Геннадий собирался поступать в ПТУ: время было тяжелое, и многие ребята были вынуждены жертвовать образованием в пользу помощи семье. Однако в ПТУ герой нашего рассказа не прошел: помешали ошибки при сдаче экзамена по русскому языку. И, благодаря поддержке Евдокии Александровны, юноша остался учиться в средней школе поселка Решетиха. И вот тогда у молодого человека появилось необъяснимое для него самого желание решать математические задачки, в том числе с использованием основ высшей математики…
Вначале было очень сложно и ничего не получалось. Взял Геннадий в школьной библиотеке задачник по началам математического анализа. Упорно и медленно начал разбираться с самых простых задач, не пропуская ни одной. И уже через год непонятная и "мутная" математика представилась стройной и красивой. А вместе с тем свои двери приоткрыла и другая, не менее интересная и таинственная наука – физика. Этому в немалой степени способствовали успехи в науке и технике в нашей стране. А еще любовь к предмету школьного учителя Михаила Васильевича Изотова.
В годы Великой Отечественной войны М. В. Изотов воевал в составе 208-й танковой бригады Дальневосточного фронта, был награжден Орденом Красной Звезды и медалью "За победу над Японией". После войны Михаил Васильевич вернулся в школу, которую очень любил, работал с полной самоотдачей, влюбляя в свой предмет пытливых мальчишек и девчонок.
М. В. Изотов был любимым учителем сотен учащихся, прекрасным и мудрым наставником, да и просто обаятельной личностью. Его уважали коллеги и все жители поселка. Уроки Михаила Васильевича не были скучными, любой материал, даже самый сложный, он объяснял просто, используя примеры из жизни. Каждый урок проводил опыты, и ребята вскакивали со своих мест, окружали его и внимательно наблюдали за тем, что происходит. Ребята ловили каждое слово учителя, с нетерпением ждали следующего урока. Он не считался со временем, вся его жизнь была подчинена работе и детям, некоторые уроки астрономии он проводил на улице, вечером, изучая с ребятами звездное небо. Очень любил шахматы, каждый день оставался после уроков и играл с ребятами, собирая вокруг себя учеников. Михаил Васильевич был простым, обаятельным человеком с хорошим чувством юмора, профессионалом своего дела, это и притягивало к нему школьников.
Вот и будущий профессор, а тогда еще старшеклассник Геннадий Ефремов настолько увлёкся и проникся уроками Изотова, что решил связать свою жизнь с физикой и математикой. У парня появилась мечта – поступить в Горьковский университет на радиофизический факультет.
Однако сразу после окончания школы Геннадий поступить туда не смог, не хватило должной подготовки, но его приняли на физический факультет педагогического института. А после сдачи экзаменов зимней сессии второго курса и "отсева" студентов на радиофаке ГГУ вновь попытался – и успешно – перевестись на первый курс радиофака. Прошел многочасовое собеседование, и мечта сбылась!
– Вы умеете логически мыслить, у вас есть необходимый для научной работы потенциал – это уже сейчас видно. Вы сможете учиться на радиофизическом факультете, – таково было заключение члена комиссии.
В 1963 году на радиофизическом факультете ГГУ была создана кафедра квантовой радиофизики. В определенном смысле это можно считать везением. Геннадий чувствовал, что сравнительно новое "квантово-механическое" направление в науке – его истинное призвание. Кафедра квантовой радиофизики первой в Советском Союзе начала целенаправленную подготовку специалистов в области лазерной физики. Через год со дня ее основания американец Чарльз Таунс и два советских физика – Николай Басов и Александр Прохоров получили Нобелевскую премию за изобретение мазера, прототипа лазеров, которые присутствуют практически во всех современных приборах.
В 1996 году, уже будучи профессором университета им. Лобачевского, Геннадий Федорович был приглашен на работу на физический факультет НГПУ, где с 1996 по 2000 год руководил кафедрой теоретической физики, а с 2000 по 2008 годы работал в должности профессора этой кафедры. Также он возглавлял научно-исследовательскую работу по направлению "Физика нелинейных открытых квантовых систем". К своим студентам Геннадий Федорович относился очень доброжелательно, но при этом был очень требовательным. Требовал в первую очередь понимания предмета и умения думать. К Геннадию Федоровичу можно было обратиться с любым вопросом – он находил время и возможность разобраться, передать свой опыт.
По словам учеников и коллег, в повседневной жизни Геннадий Федорович был доброжелательным и скромным человеком. Однако во всём, что касается науки, был упорным и даже упрямым, выбирал задачи, над решением которых люди бились не один десяток лет. К таким задачам можно отнести проблему радиационного затухания электрона в вакууме, а также проблему расходимостей массы и заряда в квантовой электродинамике. Отметим, однако, что квантовая электродинамика не является самой популярной наукой в наше время, несмотря на ее фундаментальное значение. Может, по этой причине результаты, полученные Геннадием Федоровичем, не особо известны мировой физической общественности. Тем более, что в большинстве своем эти результаты опубликованы в российских журналах, которые сейчас доступны только небольшому кругу учёных.
По мнению Анатолия Смирнова, одного из учеников и коллег Г. Ф. Ефремова, наука не может быть провинциальной. Важные результаты должны быть доступны всем тем, кто занимается похожими проблемами.
– Нам, его ученикам, Геннадий Федорович давал полную свободу делать всё то, что нас интересовало. Это было трудно, но очень полезно для адаптации к новой жизни, – говорит Анатолий Смирнов, работающий сейчас в Канаде. Ученик и коллега Геннадия Федоровича вспоминает его не только как большого ученого, но и как дружелюбного светлого человека.
Следует упомянуть, что радиофизическое образование и научная культура, полученная благодаря высокому уровню профессионализма преподавателей факультета, помогли многим выпускникам радиофака найти возможность для работы в научных и технологических центрах Европы, Америки, Канады, Франции. Среди учеников и студентов Геннадия Федоровича можно найти университетских профессоров в Париже и Нью-Йорке, научных сотрудников технологических компаний в Ванкувере и Бостоне.
Геннадий Федорович Ефремов был не только профессором и учёным, но и прекрасным педагогом и основателем большой семьи. Его супруга Татьяна Викторовна, инженер НИИ ПМК, и трое детей – дочь и два сына разделяли интересы и увлечения Геннадия Федоровича. Как вспоминает дочь Вера, с детьми он занимался очень много. Дальние прогулки были не просто прогулками, а почти всегда с игрой в приключения. Всё было интересно и таинственно. Ефремов учил своих детей плавать, бегать, играть в футбол, быстро складывать и перемножать числа, кататься на велосипеде и лыжах – всему тому, что любил сам. Его часами можно было расспрашивать о чем угодно: почему небо голубое, откуда звёзды взялись, что там, за звёздами, что такое "черные дыры" и шаровые молнии. И он про всё рассказывал с увлечением романтика.
– Помню, про голубой цвет неба он объяснял что-то через молекулы. Я тогда училась в младших классах и не поняла ничего. Но ощущение детского восторга от загадочности мироустройства помню до сих пор, – поделилась воспоминаниями детства дочь Вера Геннадьевна. – В то же примерно время отец помогал моей троюродной сестре – студентке-первокурснице разбираться с матанализом. Мне разрешалось находиться рядом во время занятий. Загадочные фразы про икс, стремящийся к нулю, завораживали. Помню, что даже рисовала про этих стремящихся к нулям иксов картинки. В старших классах школы, в университете, да и после его окончания я сама училась у отца, приставая с непонятными мне вопросами в математике, физике, квантовой механике. У него было своё представление о том, как надо что-либо объяснять. Прямой ответ на вопрос я не получала никогда. Отец начинал издалека, и рассказывал про что-то совсем другое, хотя и близкое. Предполагалось, что надо думать и ответ находить самой. И чаще всего я его находила. Я нередко злилась на отца за это – неужели нельзя было прямо и сразу ответить, сколько бы времени сэкономили. Только позже я смогла оценить этот своеобразный педагогический прием: думай, ищи, разбирайся, ведь приобретенное таким путем понимание намного ценнее, чем полученное готовым, – вспоминает Вера Геннадьевна.
...Геннадия Федоровича не стало в 2018 году.
– Давным-давно кем-то было сказано, что незаменимых людей нет. Ко многим из нас можно отнести эту фразу, но не к Геннадию Федоровичу, – сказал, вспоминая о своем учителе, его ученик Анатолий Смирнов. – Чем-то похожие на него люди мне встречались несколько раз, двое из них были Нобелевскими лауреатами, один получил Филдсовскую премию, но не в наградах дело. Все они уникальны и незаменимы для науки и общества в целом. То же самое можно сказать и о Геннадии Федоровиче Ефремове.
***
Информационную помощь в подготовке данной статьи оказали: друзья Г. Ф. Ефремова – Олег Николаевич Миронов, Михаил Афанасьевич Новиков, дочь Вера Геннадьевна Мизонова, сестра Г. Ф. Ефремова – Нина Ивановна Колесова, одноклассник Андрей Анатольевич Шут, коллеги Анатолий Юрьевич Смирнов, Александр Павлович Савикин, директор Решетихинской школы № 2 Юлия Борисовна Сорокина.
Автор: Юлия Абдрафигина
Последние новости
Вакцинация против гриппа в Самарской области достигла рекорда
Более 1,7 миллиона жителей региона получили прививку от гриппа.
Заседание комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетным вопросам
Депутаты обсудят корректировку бюджета на 2024 год и налоговые вопросы.
Введение туристического налога в Санкт-Петербурге
Новый налог может повлиять на туристическую привлекательность города.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией