«Нам это нужно, чтоб поселок Пыра продолжал жить…»
Пырская школа №6 стала участником федерального проекта «Точка роста». Теперь у образовательного учреждения есть квадрокоптер, дроны, VR-очки, на подходе – 3D– принтер.
Пырская школа №6 стала участником федерального проекта «Точка роста». Теперь у образовательного учреждения есть квадрокоптер, дроны, VR-очки, на подходе – 3D– принтер. «Репортер» встретился с педагогами, чтобы выяснить, какие высокие технологии будут внедряться в сельской школе.
Высокотехнологичные прибамбасыСразу сорок шесть образовательных центров гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста» начали работу в сентябре в Нижегородской области. Один из них – на Пыре.
Что-то почти «сколковское», прорывное слышится в словосочетании «образовательный центр». А еще, пожалуй, шокирующее, когда узнаешь, что эти самые центры открываются не где-нибудь – на селе.
Понятно, что наукоградов из деревенских школ, попавших в федеральную программу «Точка роста», лепить никто не собирается. Однако инновации будущего в виде 3D-принтеров, VR-очков, мощных вычислительных станций, квадрокоптеров в полном смысле слова уже врываются в сельские образовательные учреждения – все, как велел президент.
А что теперь? Как высокие технологии изменят их жизнь? Смогут ли выйти на новый уровень школы, которые из-за малокомплектности последние несколько лет активно оптимизировали путем закрытия (по данным 2018 года, с 2000 года в РФ закрылось 25,5 тысячи школ, из них 20,1 тысячи – на селе. – Прим. ред.), а теперь взялись модернизировать? И что из себя на самом деле представляют образовательные центры гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»?
«Точка роста» – для энтузиастовШкола №6 в поселке Пыра – скромное двухэтажное здание. Построенное в 1956 году, оно неплохо сохранилось вплоть до характерных для сталинского ампира деталей: лепного декора на свежепобеленном фасаде, вензелей и пятиконечной звезды, венчающих входную группу. Все то, что уже в конце пятидесятых стали порицать и называть «излишествами в проектировании и строительстве», сегодня совсем не раздражает – скорее, умиляет и в некотором смысле восхищает: это же надо, какая тщательная проработка архитектурного облика сельского учреждения!
О том, что это не просто школа, а самая что ни на есть «Точка роста», сообщает ярко-красная вывеска. Красный – один из основных цветов проекта.
Директор школы №6 Елена Петрунина, как радушная хозяйка, встречает корреспондентов прямо в дверях. «Чтобы не заблудились», – улыбается она.
Хотя заплутаться здесь трудно: здание совсем небольшое.
О школе директор рассказывает с видимым удовольствием – все больше о радостном, не жалуется. Да и поводов как будто нет: наполняемость хорошая – 103 ученика. Это главное. Притом есть классы, в которых учатся по 17 детей, по меркам сельской школы – отличный показатель.
«Официально все «Точки роста» в поселковых образовательных учреждениях уже запустили в работу. 23-24 сентября в области прошли Единые дни открытия. Торжественные мероприятия с участием представителей администрации состоялись и в нашей школе, но кабинеты пока не до конца оборудованы техникой, готовятся образовательные программы... Так что ждем, надеемся и верим», – говорит улыбаясь Елена Александровна.
Вместе с директором идем по школьным коридорам. Старенькие двери, крашеные стены – все просто, без изысков и претензий, но аккуратно, чисто. По пути Елена Александровна рассказывает, как пырская школа попала в федеральный проект.
«Городская администрация предложила, мы отправили заявку. Образовательное учреждение должно было соответствовать ряду условий. Решение о допуске к участию в проекте принимала специальная комиссия в региональном министерстве образования. Нам повезло: из рядового поселкового образовательного учреждения мы «превратились» в «Точку роста», – продолжает Елена Петрунина.
«Многопрофильный образовательный центр», как оказалось, это два кабинета, расположенные в разных частях школы. Под «Кабинет проектной деятельности» отдали класс географии и ОБЖ. В «Кабинете формирования цифровых и гуманитарных компетенций» раньше занимались музыкой и информатикой. Теперь еще – и технологией.
В коридоре, ведущем в «Кабинет проектной деятельности», установили современный press wall с изображением логотипа «Точки роста». Он, безусловно, привлекает внимание, на его фоне можно еще и сфотографироваться.
За деревянной дверью «Кабинета проектной деятельности» – не просто школьный кабинет, а что-то вроде офисного помещения какой-нибудь процветающей компании.
«Классные интерьеры оформлены в едином стиле, в соответствии с брендбуком, разработанным специально для «Точки роста», – разъясняет директор.
Вариации допустимы, но в целом прослеживается единая линия: обязательно изображение логотипа «Точки роста» – то ли колос, то ли росток с ромбовидными листьями. По соседству – фигура оленя, символ Нижегородской области. «Фирменные» цвета – оранжевый, красный, белый и серый.
Средства на ремонт и, как сказала Елена Александровна, «дооборудование» помещений мебелью – специальными стульями, столами, стеллажами – выделил городской бюджет. В общей сложности – чуть больше шестисот тысяч рублей.
Ремонт получился, как сейчас принято говорить, бюджетным. Тем не менее выглядят обновленные классы эффектно, презентабельно – словом, современно.
Что с коптерами делать будем?А вот денег на технику не пожалели. В общей сложности на оборудование для пырской школы из федерального бюджета было выделено около двух миллионов рублей. (При этом обещают, что расходные материалы для техники в дальнейшем тоже будут приобретаться за счет федеральных денег.)
По меркам поселковой школы – сумма просто космическая, далекая от реальности, как, в общем-то, и высокотехнологичное оборудование, приобретаемое на эти средства.
Стеллажи в «Кабинете проектной деятельности» уже сейчас ломятся от многообразия инструментария, какой-то мыслимой и немыслимой техники. Здесь и чемоданчик для оказания первой медпомощи, и набор инструментов для уроков технологии, по соседству – профессиональный фотоаппарат для реализации информационных проектов… Ощущение такое, будто стоишь у витрины магазина.
«А это Александр и Искандер», – знакомит Елена Александровна.
Конечно, не заметить этих черноволосых парней в синих рубахах, молчаливо стоящих на полках, невозможно: тренажеры-манекены входят в набор для ОБЖ. С их помощью ребята будут совершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи.
«Это не просто классы, каждый из них – это образовательная среда. Здесь будут проходить не только занятия по технологии, информатике, ОБЖ, то есть по школьным предметам, но и занятия по программам дополнительного образования», – поясняет Елена Александровна.
Кроме того, по словам директора, ребята будут учиться работать над социальными проектами, получат возможность развить свои творческие способности, научатся играть в шахматы. На территории небольшого, в сущности, классного кабинета есть все необходимое для этого.
Или почти все…
«Вот те самые очки виртуальной реальности… Можете их померить», – продолжает мини-экскурсию Елена Петрунина.
Пока они просто лежат на полке, восхищая одним своим присутствием. Ноутбук, в паре с которым они работают, тоже прибыл. Осталось решить вопрос с наладкой.
Где-то в пути задержался обещанный 3D-принтер (хотя разноцветные катушки к нему тоже уже лежат на полках) и квадрокоптеры.
Деньги выделяются большие, а закупки проходят через конкурсы. Очевидно, с этим и связаны проволочки.
По словам руководителя школы, больше всего дети ждут появления дронов. Всего их будет четыре.
«Большой с трехосевым стабилизатором, камерой 4К, с максимальной дальностью передачи сигнала – не менее 6 километров, а также три маленьких, стограммовых», – зачитывает Елена Александровна.
Преподаватель технологии с многолетним стажем Людмила Николаевна Чернова – одна из немногих в пырской школе, кто умеет управлять дронами. Она прошла обучение на специальных курсах в рамках подготовки специалистов «Точки роста». Обладает поистине бесценным знанием: знает, что делать с коптерами.
«Конечно, когда узнала, что придется работать с дронами, испытала легкий шок, запаниковала, – рассказывает Людмила Николаевна. – Ведь это все равно что космическим кораблем управлять!»
Людмила Чернова считает, что на уроках технологии эти «летательные аппараты», скорее всего, не понадобятся. А вот для реализации программ дополнительного образования – в самый раз.
«Детям это будет не только интересно, но и полезно. Чтобы грамотно управлять ими, конечно, нужна сноровка, со временем всему научимся», – уверена педагог.
Предполагается, что «общение» с квадрокоптерами должно развить в детях навыки работы с электроникой, интерес к программированию, изучению основ робототехники и авионики. Именно такие цели ставят перед педагогами – участниками программы «Точка роста» ее разработчики. Справиться с этой амбициозной задачей преподавателю, много лет преподававшему технологию, наверное, будет непросто…
В прошлом году, рассказала Елена Петрунина, в кабинете, который теперь называется классом информационных компетенций, заменили старые окна на пластиковые. На средства, выделенные из городского бюджета в рамках реализации проекта «Точка роста», сделали не только ремонт, но и установили новые двери, похожие на сейфовые. Осталось дождаться, когда привезут жалюзи.
Ну и подключат планшеты.
«Что же, выходит, на уроках технологии девочки теперь перестанут варить супы, шить, а вместо этого засядут за компьютер?» – интересуюсь у Людмилы Черновой.
Оказывается, нет, не перестанут. Притом в шитье современные технологии, как выяснилось, могут стать незаменимым помощником.
«Раньше чертежи делались от руки, а теперь будут разрабатываться с помощью компьютерного оборудования, – пояснила педагог. – Безусловно, вести уроки станет сложнее, но детям будет интересно, в этом я уверена».
С возможностью роста«Почти 90 процентов педагогического состава нашей школы в рамках подготовки к реализации проекта «Точка роста» прошли серьезное, длительное обучение: сначала – заочный этап, потом – очный на базе «Кванториумов». Получили соответствующие сертификаты и готовы работать», – говорит директор.
Не все проходит гладко, но руководитель уверена: чтобы проект заработал в полную силу, необходимо время. Одно то, что сельским школам дали возможность расти, – само по себе уже здорово.
С ней полностью согласна Татьяна Валерьевна Курилкина, преподаватель иностранного языка в школе №6, а теперь еще и руководитель Центра «Точка роста».
«Начало, конечно, многообещающее: дроны, очки виртуальной реальности, принтеры, шахматная секция…» – говорит Татьяна Валерьевна.
А что дальше?
Педагог возлагает большие надежды на проект. «Точка роста», поясняет учитель, рассчитана на то, чтобы сельское образовательное учреждение перестало быть только школой, а стало настоящим центром притяжения для жителей поселка, независимо от возраста.
«У нас же здесь нет клубов, развлекательных, досуговых центров. Школа – не только образовательное учреждение, но и единственный культурно-досуговый центр для двух тысяч жителей Пыры и Пырских Двориков, – продолжает она. – Проект «Точка роста» дает возможность не только проводить интересные школьные занятия, но и во внеурочное время вести кружковую работу».
Роль педагогов дополнительного образования возьмут на себя школьные учителя. Вроде бы, это не только увеличит их нагрузку, но и положительно скажется на их зарплате.
Занятия в кружках (заметим, абсолютно бесплатные) – это для детей до 18 лет. Молодежи постарше «Точка роста» позволит проявить себя в социально значимых для поселка проектах.
«Мы уже подумали, какой проект можем реализовать, – делится Татьяна Валерьевна. – Известно, что на Пыре после войны оказалось много военнопленных. В поселке в память о них установлен «Венгерский крест». По нашим данным, на территории Пыры есть еще и захоронения французских летчиков. С приобретением квадрокоптера мы, наконец, сможем их найти».
Пока это все. Но в перспективе, уверена педагог, жители села сами активно включатся в работу и благодаря новым технологиям смогут реализовать множество важных дел.
«Предполагается, что проектная дельность позволит жителям Пыры в дальнейшем решать какие-то социальные проблемы родного села, – поясняет Татьяна Валерьевна. – Хочется верить, что проект «Точка роста» станет некой отправной точкой его дальнейшего развития».
Елена АРТЕМОВА.
Последние новости
Нижегородцы призваны обратить внимание на свое здоровье
Проктолог советует жителям Нижнего Новгорода изменить свои привычки.
Новогодние события в городе: что ожидать в этом году
Город готовится к празднованию Нового года с множеством мероприятий для всех возрастов.
Новые инициативы в области экологии в Москве
Городские власти представили план по улучшению экологической ситуации.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований