Защищая небо нежными руками
Своих гостей она встречает неизменной улыбкой. Белая шёлковая блуза с кокетливым воротничком, модная стрижка каре – передо мной сидит женщина, которая и сейчас, в своём элегантном возрасте,
Своих гостей она встречает неизменной улыбкой. Белая шёлковая блуза с кокетливым воротничком, модная стрижка каре – передо мной сидит женщина, которая и сейчас, в своём элегантном возрасте, не перестаёт восхищать других и сама восхищается жизнью.
Трудно поверить: Клавдии Хрисанфовне Самойловой – 98 лет! Она прошла Великую Отечественную войну, на многие годы осталась верна фронтовой дружбе, практически в одиночку воспитала сына. Что тут скажешь – сильный характер!
Война разрушила планы
В деревне Решетниково Городецкого района, которой сейчас уже нет на карте, прошло всё детство Клавдии. Единственная дочка в многодетной семье, она с детства, как сама говорит, «привычна была к любой работе». После окончания начальной школы в Пестово дети учились в школе № 1 Городца и ходили пешком туда и обратно по десять километров. Это весной и осенью, а зимой жили в Городце на квартирах у родных. Чтоб только учиться…
21 июня 1941 г. в школе был выпускной вечер. Счастливые, полные надежд, ребята разошлись с рассветом. «А утром была война».
– Это известие нас обескуражило. Я вот «налаживала» учиться в сельхозинституте. У моих одноклассников тоже были большие планы, – сокрушается, будто попадая в тот самый день, Клавдия Хрисанфовна.
Всех четверых её братьев очень быстро, одного за другим, забрали на фронт. Осталась она одна родителям утешением. Клавдия, поступив в Горьковский сельхозинститут, с жаждой постигала науки. А на трудности – то, что жили девчата в бараках, а добираться до института приходилось пешком через Окский мост, – не обращала внимания. «Везде пешком, бегом – это у меня, деревенской, в привычку вошло», – улыбается моя собеседница. При интенсивных бомбёжках первокурсницы укрывались в подвалах института. Кто знал, что уже скоро они сами будут защищать небо Родины?
Приказ наркома обороны Сталина в марте 1942-го призвал в войска противовоздушной обороны 100 тысяч девушек-комсомолок для замены красноармейцев в армии. Уже с апреля девушек начали набирать и обучать на зенитчиц, наводчиц, артиллеристов. Как только подруги-однокурсницы узнали, что на фронт берут и девушек, они записались в армию добровольцами.
Батарея, огонь!
Не могу понять, как эта хрупкая девушка решила уйти на фронт? Как решилась сказать это матери? Как поменяла студенческую жизнь на холод землянок?
– Мне до сих пор стыдно, как вспомню лицо матери. Думаю: «Что же ты, Клава, наделала?» – разглаживает белый платочек на коленях моя собеседница. Её лицо будто бы на миг тоже разглаживается от морщинок, и передо мной предстаёт 18-летняя Клавдия, которая приехала в свою деревню только на одну ночку проститься с родителями.
– Говорю маме с папой: «Вот, призвали в армию! Завтра отбываю». Первый раз неправду говорю. Мама как заревёт. А папа обескураженно так: «Да что уж, и девушек-студенток на фронт начали забирать?»
Клавдия Хрисанфовна обстоятельно рассказывает о батарее зенитно-артиллерийского полка № 1571, который размещался кольцом вокруг ГоГРЭС на берегу Волги, охраняя в том числе и Горьковский автозавод от вражеских налётов:
– Можно сказать, это мы уберегли ГоГРЭС! Ни одного вражеского налёта не пропустили! А ведь немцы проклятые хотели разрушить электростанцию, чтобы все заводы лишить электроэнергии!
Это о таких, как Клавдия из Городца, писал Роберт Рождественский:
Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след...
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Молодым артиллеристкам, наводчицам приходилось не только наводить прицел и стрелять, но и окопы рыть, и ящики со снарядами по 60 килограммов таскать.
– Сколько я землянок вырыла за войну – не счесть! – разводит руками ветеран войны. – Порой мы спали под открытым небом, на брезенте, у своих приборов, пока землянки себе не приготовим. Командир наш грубый был, относился к нам как к бывалым солдатам. А мы девчата нежные. Обижались на него. Но никто не ныл! Дружба была – настоящая. Как родные сёстры. Грязные, уставшие, мы падали возле своих орудий, но каждый раз радовались – отстояли ГоГРЭС, ни один вражеский самолёт не тронул Балахну!
Старший сержант Клавдия Локтева командовала отделением наводчиков-прибористов, состоящим из десяти девушек. За отличную службу получила звание старшего сержанта, Благодарность Верховного Главнокомандующего, знак «Отличный артиллерист». Но остались в памяти и те несколько дней, когда она металась в госпитале в лихорадке. А однажды на ногу ей упала тяжёлая станина, но девушка не обратилась в медпункт, подумав: «А ведь отправят в госпиталь!» Рана эта даёт о себе знать и по сей день – коленный сустав ломит, а при ходьбе Клавдия Хрисанфовна слегка прихрамывает.
В 1944 году девчата загружали свои боевые орудия в товарные вагоны. Зенитный полк перебросили ближе к фронту. Поезд набирал ход, шёл в Западном направлении. Непосредственно в Таллин добирались уже на автотранспорте. Чуть не попали под обстрел – немцы бомбили железнодорожную станцию в те самые часы, когда полк оказался в городе. И вновь – рытьё землянок, и вновь зенитный полк отражал налёты вражеской авиации.
День Победы Клавдия встретила в Таллине. В родную деревню вернулась только через три месяца. Какой радостной была встреча! Все братья у Клавдии пришли с фронтов живыми. Счастье, которое выпадает далеко не каждой семье. Да вот только после войны не задержались братья в родной деревеньке – разъехались по великой стране, устроились на новых местах, завели семьи.
«Цените дружбу!»
В 1949-м исполняется заветная мечта Клавдии – она получает диплом агронома! (Восстановилась в институте она сразу после войны). Как молодого специалиста её направляют в Красноярский край, в Сибирь. Совхоз был величиной с Городецкий район, и молодому агроному было очень нелегко брать на себя большую ответственность. В далёком краю вышла замуж, родила сына Виктора. Казалось – судьба устраивается. Только всё чаще мать стала писать жалобные письма – под старость лет, когда не хватает сил, мать нуждалась в дочерней заботе.
Так Клавдия Самойлова вернулась назад, на свою малую родину. Вернулась без мужа, который тоже не мог бросить своих родителей. Так и не сложилась личная жизнь у Клавдии. Всю свою любовь она отдала сыну. Да и времени на личную жизнь совсем не оставалось. В колхозе имени Емельянова она трудилась агрономом, через несколько лет пригласили в районное управление сельского хозяйства.
– Придёшь после работы домой – и не знаешь, за что взяться! И ужин приготовить, и с ребёнком посидеть. Корова, полный двор кроликов, а родители уже немощные. Хоть и трудно было, но я никогда не унывала. И сыну, и внуку говорю – не надо бояться работы! А ещё нельзя конфликтовать. Терпеливым Бог помогает, – делится жизненным опытом Клавдия Хрисанфовна.
– Цените дружбу, это самое драгоценное в жизни! – несколько раз повторяла моя 98-летняя собеседница. До сих пор она бережно хранит все фронтовые письма друзей.
Жива и самая преданная фронтовая подружка Шурочка Карасёва, которая в этом году столетие справила. Услышит наша Клавдия Хрисанфовна родной голосок в трубке – и на душе такая благодать разливается. На протяжении многих лет их полк собирался на встречи в Н. Новгороде, Балахне, Таллине.
– На встречи наши до сотни человек приезжало. Всё фронтовое начальство тоже было! – не без гордости говорит ветеран.
А вот сыну Виктору памятен тот день, когда ему, 14-летнему мальчишке, мать показывала то место, где стоял их зенитный полк под Балахной. К.Х. Самойлову многие жители Городца помнят на парадах Победы, в наградах на пиджаке, с неизменной улыбкой. Выступала она и в музеях, других учреждениях.
– Девочки из «Метеора» меня до сих пор не забывают! – улыбается ветеран, показывая на букет цветов. Поздравления к 9 Мая получила она лично и от районных властей, а от самого Президента – открытку.
Свою уютную квартиру Клавдия Хрисанфовна украсила цветами, фотографиями родных, детскими поделками и рисунками. На подоконнике горит ярким огнём пятиконечная звезда на альбомном листе.
– А кто Вам такую красоту нарисовал? – спрашиваю.
– А это правнучка Анечка. Четыре девочки-крошечки у меня. Единственные сын и внук – а вон какое потомство. Павел вон, внук мой, из деревни Ткалино в Городец с семьёй переезжает. Квартиру им дали – радость-то какая! – говорит счастливая бабушка.
Приборное отделение 2-й батареи, 1943 г. К. Самойлова – вторая слева в верхнем ряду. Фото из архива семьи Самойловых
Елена ФЕДУЛИНАПоследние новости
Куча нарушений! Нижегородский завод проверили после массовых отравлений
Трудинспекция выявила массу нарушений на ШЗК после жалоб на отправления Ряд нарушений ТК РФ выявили в деятельности ОАО «Шатковский зерноперерабатывающий комплекс» в Нижегородской области.
Теперь в 2025-м? Власти честно ответили про открытие полосы Борского моста
Полосу на Борском мосту обещают открыть до конца 2024 года Одну из полос на ремонтируемом Борском мосту все-таки должны открыть до конца 2024 года.
Арзамас - спортивный
Подведены итоги спортивных мероприятий федерального и регионального уровня, на которых Арзамас выступил достойно.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи