Рояль XIX века прозвучал на Стрелке: концерт Алексея Любимова прошел в Нижнем Новгороде

Народный артист России, всемирно известный пианист, клавесинист, органист, дирижер и педагог,

Народный артист России, всемирно известный пианист, клавесинист, органист, дирижер и педагог, профессор Московской государственной консерватории Алексей Любимов выступил перед нижегородцами в концертном зале «Пакгаузы на Стрелке» 24 декабря (6+). Визит знаменитого музыканта уже сам по себе стал значимым событием, кроме того, особый интерес ценителей искусства вызвал инструмент, на котором он исполнил шедевры фортепианной классики. Под сводами Пакгаузов прозвучал уникальный рояль Erard, изготовленный в Париже в 1848 году.

Путешествие в эпоху великих композиторов

Как рассказал художественный руководитель Нижегородского  театра оперы и балета имени А. С. Пушкина  Алексей Трифонов, Любимов еще в советское время одним из первых начал исполнять музыку великих композиторов на исторических инструментах той эпохи, когда они жили и творили.

Алексей Любимов — один из лучших пианистов мира, пионер аутентичного исполнительства классической музыки. Глубина интерпретации каждый раз, когда я слушаю его концерты, абсолютно поражает, — подчеркнул Трифонов. Инструмент с историей

Рояль, который прозвучал в новом концертном пространстве на Стрелке, хранится в частном Музее фортепиано в Рыбинске. Восстановил его мастер-реставратор Алексей Ставицкий. Звучание уникального инструмента осталось таким же, как в середине XIX века, так как из всех его частей были заменены всего несколько струн.

    Это инструмент знаменитой марки Erard. Себастьян Эрар — самый известный из французских мастеров XIX века. У него есть как большие концертные инструменты, так и салонные, и маленькие прямоугольные фортепиано. Один из его роялей в 1806 году был послан Бетховену. Именно за ним великий композитор сочинил несколько сонат. Однако инструмент того времени совершенно не похож на этот. Это был шестиоктавный рояль с довольно хрупкой механикой и сравнительно нежным звуком. Бетховен недолго за ним работал, и затем перешел на венские инструменты, а позже — на английские,- рассказал нижегородским зрителям Алексей Любимов.

По словам артиста, Себастьян Эрар был мастером, который постоянно вводил новшества и старался усовершенствовать свои инструменты. В 1822 году он внедрил в механику так называемую двойную репетицию. Таким образом, стало возможным исполнение повторяющихся нот, быстрых трелей и других технических задач. Многое из его изобретений сохранились до наших дней.

Особенность этого инструмента в том, что он прямострунный. Такая конструкция обеспечивает разнотоновость — бас звучит одним образом, середина — другим, дискант — совершенно иначе. На таком инструменте легко перейти даже к имитации оркестра,- добавил Алексей Любимов. Долгий путь

Исторический инструмент нашел мастер Алексей Ставицкий. По его словам, роялю пришлось проделать долгий и непростой путь, проехав более 2 000 километров.

Рояль Erard попал ко мне случайно, хотя я, как любой коллекционер и пианист, мечтал иметь инструмент Шопеновского времени. Поначалу я боялся его открывать, потому что понимал, что это несколько месяцев упорного труда. Но впоследствии оказалось, что в нем все оригинальное, кроме трех струн. Теперь это великое прошлое с нами, и оно нам рассказывает самые правдивые истории,- сказал Ставицкий.

В программу концерта вошли произведения Моцарта, Бетховена и Шопена.

Мне очень приятно, что в Нижнем Новгороде впервые прозвучал такой рояль,- отметил Алексей Любимов.

Знаменитый пианист также по достоинству оценил новое концертное пространство в Нижнем Новгороде, которое открылось летом 2022 года.

Алексею Борисовичу понравилось звучание, акустика здесь очень хорошая не только для оркестров, но и для сольных концертов. Он оценил, как звучит инструмент на сцене и в зале, впечатления были очень благоприятные. Надеюсь, что ощущения от нашей публики будут такими же, как и от самого концертного пространства и его акустики, — сказал Алексей Трифонов.

Он также отметил, что российская музыкальная общественность уже хорошо знает концертный зал «Пакгаузы на Стрелке», но музыкантов такого уровня, как Алексей Любимов, всегда очень сложно пригласить.

Талант и поклонники

Нижегородская публика с нетерпением ждала выступления Алексея Любимова. Многие из зрителей ранее уже бывали в Пакгаузах, поэтому были уверены, что вновь получат незабываемые впечатления.

Мы давние поклонники музыки в Нижнем Новгороде. Были в Пакгаузах на прошлом концерте «Красота и удовольствие в музыке Барокко» (12+), это совершенно потрясающе! После долгого перерыва с пандемией, когда мы никуда не ходили, эмоции просто зашкаливали. Сам концертный зал прекрасный, такого у нас еще не было, мы знаем его историю, смотрели все новости о его строительстве и открытии. Мои коллеги тоже уже были здесь на концертах. Алексея Любимова мы давно знаем, как пианиста, очень долго его ждали. Придя на предыдущий концерт, я увидела афишу и стала искать билеты. Это было непросто, оставались только последние ряды. Здесь серьезная музыка, мы и раньше были на концерте Алексея Любимова, это пианист с известным именем и прекрасной школой, а тут еще и аутентичный рояль,- поделились Людмила и Николай Миловские.

Для профессиональных музыкантов встреча с пианистом мирового уровня тоже стала неординарным событием.

Алексей Любимов — прекрасный музыкант, который много работает со старинными инструментами. Даже самый простой репертуар для нас интересен. До этого мы уже были в пакгаузах на концерте «Барокко» (12+), спектакле «Смех по съеденному сердцу Офелии» (18+) и дважды послушали оперу «Орфей и Эвридика» (18+).  Звук и акустика здесь замечательные, но самое главное, что играют хорошие музыканты, — рассказали преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, заслуженный работник культуры Татьяна Леонова и пенсионерка Татьяна Сафонова, которая раньше работала в Нижегородском музыкальном училище.

После концерта Алексей Любимов с удовольствием пообщался с нижегородскими слушателями и ответил на их вопросы. Больше всего публику интересовала история рояля Erard и то, как исполнитель подбирает репертуар.

Многие спрашивают, насколько выбор произведений зависит от того или иного исторического инструмента. Вопрос и легкий, и сложный.  Составляя программу,  я уже знаю свойства инструмента на котором буду ее играть, примеряю, какие приобретения или потери могут быть для этой музыки. Я достаточно много играл на инструментах эпохи Моцарта, Шуберта и других композиторов и уже слышу произведения не только в тех пропорциях, которые предоставляет каждый исторический инструмент, но и с определенной степенью трансляцию содержания, поскольку на разных инструментах оно выливается совершенно по-разному,- рассказал Алексей Любимов.

Нижегородцы признались, что получили невероятные впечатления от концерта и общения с известным пианистом.

   

В новом году в концертном зале «Пакгаузы на Стрелке» пройдет еще множество событий. Как рассказал Алексей Трифонов, 24 и 25 января состоится премьера блока балетов «Терезин-квартет» (18+), а 29  января и 1 февраля зрителей ждет концерт «Рождение симфонии» (12+) с участием солистов театра Яны Дьяковой и Дарьи Телятниковой. Нижегородцы услышат музыку XVIII века.

Последние новости

Нижегородцев призвали класть детей в больницы

Нижегородцев призвали не отказываться от госпитализации детей Нижегородцам напомнили о том, что к советам врачей стоит прислушиваться, особенно, когда речь идет о здоровье детей.

Автобус с нижегородцами резко задымился: видео

Маршрутка с людьми резко задымилась в Нижнем Новгороде Нижегородский транспорт продолжает пугать нижегородцев.

На этой неделе нижегородцы приняли важное решение и не только

Еще одна неделя подошла к концу в Нижегородской области. В период с 16 по 22 декабря жители обсуждали прямую линию президента Владимира Путина,

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Геленджике с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *