Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Почти 138 миллиардов рублей было доначислено в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок ФНС России. Одной из основных целей всех видов налоговых проверок является контроль за соблюдением компаниями налогового законодательства и корректностью суммы перечисленных ими в бюджет налогов. В связи с этим, выполнение всех необходимых документальных процедур и приготовление соответствующих документов является необходимым условием при налоговых проверках. В то же время, каждый вид налоговой проверки имеет свои особенности, о которых следует знать. Рассмотрим, как проводятся налоговые проверки.
Организации могут столкнуться с двумя видами налоговых проверок: выездной и камеральной. Независимо от выбранного варианта, цель проверки всегда заключается в сопоставлении предоставленной налоговой отчетности с реальной деятельностью компании.
Как следует из названия, выездная проверка проводится на месте нахождения предприятия и требует активного участия его представителей. Проверка может быть назначена только по решению руководителя налогового органа и чаще всего проводится в случае наличия у фискальных органов оснований подозревать о налоговых нарушениях. Цели выездной проверки заключаются в контроле за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и сборов, взыскании недоимок по налогам и пеням, привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, и предупреждении этих правонарушений.
Камеральная проверка, в свою очередь, является регулярной и проводится на основе данных, предоставляемых самой организацией, а также уже имеющихся у ФНС. В отличие от выездной проверки, в камеральной представители компании не участвуют. Процедура проходит без уведомления организации и состоит в анализе налоговых деклараций и расчетов. Цели камеральной проверки сводятся к выявлению налоговых нарушений, контролю соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взысканию сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также наложению налоговых санкций, если для этого имеются основания.
Важно отметить, что риски проведения внеплановой налоговой проверки могут оценить специалисты, которые также смогут дать рекомендации по ее прохождению с минимальными потерями.
Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных
Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:
1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.
2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.
3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.
4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.
Оспаривание результатов проверки
Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:
- юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
- в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
- были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
- возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
- у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.
Результаты налоговых проверок: как получить акт и чего опасаться
Для предпринимателей, прошедших камеральную налоговую проверку, получение акта может стать первым сигналом, что что-то пошло не так. Этот документ высылается налоговой службой только в случае обнаружения ошибок или нарушений в документации. Если же все в порядке, бизнесмен не узнает о проверке. В результате камеральной проверки ФНС может потребовать доплаты налогов с пенями, запросить уточненную декларацию или оштрафовать компанию за нарушение сроков подачи.
Решение по результатам выездной проверки компании готовится на основе акта и справки. Руководитель или уполномоченное лицо получают решение вручную. Если же проверка выявляет нарушения, ФНС может доначислить налоги и наказать компанию штрафами и пенями. Умышленные нарушения могут привести к штрафу в размере 40% от доначислений и пеней.
Чтобы уберечь себя от неприятностей, связанных с налоговыми проверками, целесообразно обратиться за помощью в компанию, имеющую положительную репутацию и большой опыт в этой сфере. При возникновении судебных разногласий с ФНС обычно сторона бизнеса уступает, поэтому предпринимателям стоит серьезно отнестись к своевременной оценке своих налоговых рисков и подготовке к проверкам. В случае выявления нарушений по результатам выездной проверки у компании может возникнуть уголовное дело или налоговый орган может инициировать процедуру ее банкротства. Владелец или руководитель компании может оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com