3 сентября. Апостола от 70-ти Фаддея. Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта

21 августа по старому стилю / 3 сентября по новому стилю вторник Седмица 12-я по Пятидесятнице.

21 августа по старому стилю / 3 сентября по новому стилю
вторник
Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Поста нет.

Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311). Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Прп. Марфы Дивеевской (1829).
Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Прмч. Рафаила (1941) (Серб.).
Сщмч. Александра Елоховского пресвитера (1918); сщмч. Павла Ягодинского пресвитера (1937); прмч. Игнатия Даланова (1942).
Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

2 Кор., 180 зач.,V, 15–21. Мк., 3 зач.,I, 16–22.

Тропарь апостола Фаддея, глас 3:
Апо́столе святы́й Фадде́е,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола Фаддея, глас 4:
́Яко звезду́ пресве́тлую/ Це́рковь тя стяжа́,/ апо́столе Фадде́е,/ чудесы́ твои́ми всегда́ просвеща́ема,// спаси́ ве́рою чту́щия па́мять твою́.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.5:15–21; Мк.1:16–22)
Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1:22). Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать.

Это дар Божий, стяжеваемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностию, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее.

Святой апостол Фаддей

Апостол Фаддей от 70-ти , по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк. 10, 1). После Вознесения Спасителя на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44-м году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).

Васса Алонская (+ 305-311), мученица

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом   жила в г. Эдессе Македонской и была замужем за языческим жрецом. С детства она была воспитана в христианской вере, которую и передала сыновьям. Во время императора Максимиана Галерия (305 - 311) муж донес правителю на свою жену и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Старшего, Феогния, подвесили и строгали железными когтями. Отроку Агапию содрали с головы до груди всю кожу, но мученик не проронил ни звука. Наконец, начали мучить и младшего сына Писта. Мать не переставала воодушевлять их к терпению страданий за Христа. Тогда отрокам отрубили головы.

Святую Вассу заключили в тюрьму и морили голодом, но Ангел подкреплял ее небесной пищей. При последующих мучениях она осталась невредимой от огня, воды и зверей. Когда ее привели в языческое капище, она разбила статую Зевса. Тогда мученицу бросили в морскую пучину. Но неожиданно для всех подплыл корабль, и святую подняли на него 3 светоносных мужа (преподобный Никодим Святогорец полагал, что это были ее дети, ранее замученные). Спустя 8 дней святая Васса сама сошла с корабля к правителю острова Алон, недалеко от Кизика, в Мраморном море. После биения палками ей отсекли голову.

Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.

Прп. Авраамий Смоленский

Преподобный Авраамий Смоленский,   проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.


Преподобная Марфа Дивеевская

Марфа Дивеевская (1810 - 1829), преподобная
Память 21 августа, в Соборах Дивеевских, Нижегородских святых
В миру Мария Семеновна Милюкова, родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда деревни Погиблово (ныне Малиновка). Семейство Милюковых, праведной и богоугодной жизни, было близко к старцу Серафиму Саровскому. Помимо Марии, в нем было еще двое старших детей — сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.

21 ноября 1823 года Мария в первый раз пришла к батюшке Серафиму. Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом, 13-летняя Мария Семеновна подступила в число избранных Серафимовых сирот, в общину матушки Александры, начальницей которой в то время была старица Ксения Михайловна Кочеулова.

С ранних лет Мария начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвиге даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни, начиная с самой начальницы Ксении Михайловны. Непрестанная молитва была ее пищей, и только на необходимые вопросы она отвечала с небесной кротостью. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои, будущую славу обители и другие великие духовные тайны, зало ведуя не говорить о том до времени, что и выполняла она свято, невзирая на просьбы и мольбы окружающих сестер и родных.

В течение четырех лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении Мельничной обители. Вместе с ним и другими сестрами она заготавливала столбы и лес для мельницы, которую благословила построить на месте основания новой общины Матерь Божия; носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы; молола муку и выполняла другие послушания, никогда при этом не оставляя сердечной молитвы, «молча вознося свой горящий дух ко Господу».

Как пример ее безусловного послушания, рассказывали, что раз при вопросе родной сестры ее Прасковьи Семеновны о каком-то саровском монахе, она удивленно и ребячески невинно спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на батюшку, что ли, похожи?» Удивленная в свою очередь вопросом сестры, Прасковья Семеновна ответила ей: «Ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видела, что спрашиваешь?» — «Нет, Парашенька,— сказала смиренно Мария Семеновна,— ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу».
Скончалась 21 августа 1829 года.

После ее смерти преподобный Серафим открыл дивеевским сестрам, что он постриг ее в схиму и теперь "душа ея в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия и весь род ваш по ней спасен будет!"

В 2000 году схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Ныне мощи преподобной Марфы почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Преподобномученик Рафаи́л (Момчилович), Шишатовацкий, игумен

Мо­на­стырь Ши­ша­то­вац, так же как и все мо­на­сты­ри Срем­ской епар­хии и Фруш­ской го­ры, с са­мо­го на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и по­сле нее был сви­де­те­лем ге­но­ци­да сер­бов и ис­треб­ле­ния пра­во­сла­вия. Пусть этот неболь­шой очерк об игу­мене-му­че­ни­ке, пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ра­фа­и­ле (Мо­мчи­ло­ви­че), станет фраг­мен­том огром­но­го ши­ша­то­вац­ко­го и срем­ско­го мар­ти­ро­ло­га.

Ге­ор­гий Мо­мчи­ло­вич ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1875 го­да в се­мье серб­ских кре­стьян Ве­ли­ми­ра и Пер­си­ды Мо­мчи­ло­вич в се­ле Де­роне в Бач­ке. Он был тре­тьим и по­след­ним ре­бен­ком в се­мье. На­чаль­ную шко­лу Ге­ор­гий за­кон­чил в род­ном се­ле. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 12 лет, отец от­вез его в мо­на­стырь Ко­виль, где он про­вел несколь­ко лет в мо­на­стыр­ской шко­ле. За­тем Ге­ор­гий пе­ре­ехал в мо­на­стырь Бод­жане, где уже как по­слуш­ник изу­чал ико­но­пись.

В 1897 го­ду игу­мен Ко­виль­ско­го мо­на­сты­ря Ми­рон (Джор­д­же­вич) вме­сте с два­дца­ти­двух­лет­ним Ге­ор­ги­ем пе­ре­шел в брат­ство мо­на­сты­ря Ма­нас­сия, где он вско­ре при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ра­фа­ил в честь пре­по­доб­но­го Ра­фа­и­ла Ба­нат­ско­го, хи­лан­дар­ско­го мо­на­ха. Сра­зу по­сле по­стри­га он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­ны, а на сле­ду­ю­щий год – во иеро­мо­на­хи. Но­вый мит­ро­по­лит Серб­ский и Свя­щен­ный Си­нод по­сла­ли его в Рос­сию, где иеро­мо­нах Ра­фа­ил изу­чал ико­но­пись и слу­жил на Серб­ском по­дво­рье в Москве.

Три го­да спу­стя отец Ра­фа­ил воз­вра­тил­ся в Сер­бию, хо­лод­ный кли­мат Рос­сии осла­бил его уже то­гда по­шат­нув­ше­е­ся здо­ро­вье. На год он уехал в Ита­лию со­вер­шен­ство­вать свое зна­ние ико­но­пи­си. Из Ри­ма воз­вра­тил­ся в Бел­град, неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Ра­ко­ви­ца, за­тем два го­да – в мо­на­сты­ре Бу­ко­во и, ве­ро­ят­но, в 1908 го­ду воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь Ко­виль. В 1935 го­ду он был при­нят в брат­ство мо­на­сты­ря Ши­ша­то­вац. Об этом пе­ри­о­де его жиз­ни из­вест­но не мно­го. О ху­до­же­ствен­ных ико­но­пис­ных про­из­ве­де­ни­ях от­ца Ра­фа­и­ла пи­са­ли боль­ше, чем о нем са­мом (его ма­стер­ство при­вле­ка­ло вни­ма­ние спе­ци­а­ли­стов-ис­кус­ство­ве­дов).

Отец Ра­фа­ил стал мо­на­хом Ши­ша­то­вац­ко­го мо­на­сты­ря за несколь­ко лет до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны, при­бли­зи­тель­но в 1935 го­ду. Спу­стя три го­да его из­бра­ли на­сто­я­те­лем. В те­че­ние этих трех лет им на­пи­са­но боль­шое ко­ли­че­ство икон, несколь­ко ико­но­ста­сов и за­ме­ча­тель­ная га­ле­рея порт­ре­тов вы­да­ю­щих­ся цер­ков­ных де­я­те­лей. Сре­ди этих порт­ре­тов сто­ит упо­мя­нуть порт­рет пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Гав­ри­и­ла, му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­го в аду Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. За спи­ной пат­ри­ар­ха-му­че­ни­ка изо­бра­жен бу­ду­щий храм свя­то­го Сав­вы на Вра­ча­ре, о стро­и­тель­стве ко­то­ро­го игу­мен осо­бен­но за­бо­тил­ся, от­да­вая на это все до­хо­ды от про­да­жи сво­их ху­до­же­ствен­ных ра­бот, ко­то­рые оце­ни­вал по-мо­на­ше­ски скром­но. По­то­му и удо­сто­ил его Гос­подь быть со­бор­но про­слав­лен­ным вме­сте со все­ми но­во­му­че­ни­ка­ми Серб­ски­ми под сво­да­ми имен­но это­го со­бор­но­го хра­ма. Так Гос­подь про­слав­ля­ет вер­ных Сво­их, вер­ных до смер­ти!

Свя­щен­ным Си­но­дом в мар­те 1958 го­да по дан­ным, имев­шим­ся то­гда в ар­хи­ве, со­став­лен спи­сок свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов СПЦ, по­гиб­ших на тер­ри­то­рии так на­зы­ва­е­мой НДХ (Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской) от рук уста­шей в пе­ри­од с ап­ре­ля 1941-го до кон­ца 1944 го­да. В мар­ти­ро­ло­ге Срем­ской епар­хии (по­сле вой­ны от­де­лен­ной от Бел­град­ской ар­хи­епи­ско­пии) под но­ме­ром 173 по­вест­ву­ет­ся о му­че­ни­че­ской кон­чине игу­ме­на Ра­фа­и­ла (Мо­мчи­ло­ви­ча): «25 ав­гу­ста 1941 го­да в мо­на­стырь в со­про­вож­де­нии несколь­ких уста­шей во­рвал­ся при­став Ни­ко­ла Бун­так и аре­сто­вал игу­ме­на и еще трех мо­на­хов – Ди­мит­рия, Гер­ма­на и Фе­о­фа­на. Отец Ра­фа­ил с мо­на­ха­ми был уве­зен в Сла­вон­скую По­же­гу. В по­ез­де ему вы­рва­ли бо­ро­ду, из­би­ва­ли, за­став­ляя петь пес­ни серб­ских чет­ни­ков. На вок­за­ле в Сла­вон­ской По­же­ге аре­сто­ван­ные до 9 ча­сов ве­че­ра жда­ли по­ез­да из Сла­вон­ско­го Бро­да, на ко­то­ром при­вез­ли еще 400 аре­сто­ван­ных сер­бов из уез­дов Босан­ский Брод и Дер­вент. На вок­за­ле уста­ши свя­за­ли сер­бов по чет­ве­ро, во гла­ве ко­лон­ны по­ста­ви­ли от­ца Ра­фа­и­ла с тре­мя мо­на­ха­ми и по­ве­ли по го­ро­ду. По до­ро­ге уста­ши из­би­ва­ли сер­бов так, что ста­ри­ки, и сре­ди них игу­мен Ра­фа­ил, спо­ты­ка­лись и па­да­ли; это при­во­ди­ло уста­шей в еще боль­шее оже­сто­че­ние, их из­би­ва­ли, вы­кри­ки­вая: «А ну, чет­ни­ки, спой­те свою пес­ню “Свя­тый Бо­же”!» За­тем уз­ни­ков при­ве­ли в боль­нич­ный двор, в ко­то­ром был устро­ен ла­герь, вы­стро­и­ли и из­би­ва­ли каж­до­го по оче­ре­ди. По­сле по­бо­ев их, ед­ва жи­вых, за­ста­ви­ли бе­гом бе­жать к ба­ра­кам. Игу­мен Ра­фа­ил, из­му­чен­ный и ис­тер­зан­ный, по­те­рял со­зна­ние и упал, и те, кто бе­жал вслед за ним, вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать по его те­лу. Игу­мен-му­че­ник, из­би­тый до неузна­ва­е­мо­сти, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу, а спу­стя че­ты­ре дня его пе­ре­вез­ли в Сер­бию, в од­ну из бел­град­ских боль­ниц. В боль­ни­це бы­ло уста­нов­ле­но, что у от­ца Ра­фа­и­ла сло­ма­но пять ре­бер, мно­го­чис­лен­ные внут­рен­ние кро­во­под­те­ки. 3 сен­тяб­ря 1941 го­да игу­мен Ра­фа­ил скон­чал­ся от по­лу­чен­ных травм».

Из это­го тек­ста, со­став­лен­но­го в кан­це­ля­рии Си­но­да на ос­но­ва­нии име­ю­щих­ся в ар­хи­ве дан­ных, оче­вид­но, что пре­по­доб­но­му­че­ник Ра­фа­ил (Мо­мчи­ло­вич) умер в бел­град­ской боль­ни­це по­сле му­че­ний, пе­ре­не­сен­ных в Сла­вон­ской По­же­ге, и за­хо­ро­нен на од­ном из бел­град­ских клад­бищ или в ка­ком-то из мас­со­вых за­хо­ро­не­ний, ме­сто­на­хож­де­ние ко­то­ро­го то­гда не бы­ло уста­нов­ле­но. Один Гос­подь Все­ве­ду­щий зна­ет ме­сто зем­но­го упо­ко­е­ния но­во­му­че­ни­ка, ду­ша же его пре­бы­ва­ет в веч­ном бла­жен­стве у под­но­жия пре­сто­ла Бо­жия.

3 сен­тяб­ря – день ис­по­вед­ни­че­ской му­че­ни­че­ской кон­чи­ны игу­ме­на Ра­фа­и­ла, по­ло­жив­ше­го ду­шу свою за Хри­ста, пра­во­сла­вие и серб­ство,– этот день дол­жен стать днем все­на­род­но­го про­слав­ле­ния его свя­то­го по­дви­га.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ра­фа­ил Ши­ша­то­вац­кий во вре­мя сво­ей зем­ной жиз­ни за­ни­мал­ся ико­но­пи­сью и жи­во­пи­сью, к сво­е­му ху­до­же­ствен­но­му да­ру от­но­сил­ся сми­рен­но. Бо­лее все­го он за­ни­мал­ся жи­во­пи­са­ни­ем ико­ны Бо­жи­ей, ис­тин­но­го хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ско­го ли­ка, в са­мом се­бе. И это глав­ное де­ла­ние сво­ей жиз­ни за­вер­шил он му­че­ни­че­ской смер­тью за Хри­ста, за Крест честнЫй и ве­ру пра­во­слав­ную. По­то­му мы про­слав­ля­ем его па­мять вме­сте с мно­го­чис­лен­ны­ми му­че­ни­ка­ми – сви­де­те­ля­ми Апо­ка­лип­ти­че­ско­го Агн­ца, со все­ми невин­но по­стра­дав­ши­ми, ко­то­рые при­шли от ве­ли­кой скор­би; они омы­ли одеж­ды свои и убе­ли­ли одеж­ды свои Кро­вию Агн­ца. За это они пре­бы­ва­ют ныне пе­ред пре­сто­лом Бо­га (Откр.7:14-15).

  3 сен­тяб­ря 2013 го­да ис­пол­нилось 110 лет яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Празд­но­ва­ние в честь Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за бы­ло уста­нов­ле­но Со­бо­ром стар­цев мо­на­сты­ря в 100-лет­нюю го­дов­щи­ну это­го чу­дес­но­го со­бы­тия.

27 июля 2013 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да в Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ре бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (жур­нал № 97) вклю­чить в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви празд­но­ва­ние вос­по­ми­на­ния яв­ле­ния Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­ше­го в Рус­ском на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре в 1903-м го­ду.

Ис­то­рия со­бы­тия
21 ав­гу­ста/3 сен­тяб­ря 1903 го­да во вре­мя раз­да­чи ми­ло­сты­ни убо­гим мо­на­хам у Ве­ли­ких мо­на­стыр­ских во­рот Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря инок Гав­ри­ил сде­лал фо­то­сни­мок и, ко­гда его про­явил, на чер­но-бе­лой фо­то­гра­фии, к сво­е­му ве­ли­чай­ше­му удив­ле­нию, уви­дел об­раз Бо­го­ма­те­ри, сми­рен­но по­лу­чав­шей бла­го­сло­вен­ный укрух хле­ба.

Фотография чуда явления Божией Матери

Мо­на­стыр­ские ар­хи­вы сви­де­тель­ству­ют, что в пе­ри­од с кон­ца XIX по на­ча­ло XX ве­ка рус­ские мо­на­хи еже­не­дель­но раз­да­ва­ли ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся. Еже­не­дель­но из двух юж­ных рос­сий­ских пор­тов Одес­сы и Та­ган­ро­га, где на­хо­ди­лись афон­ские по­дво­рья Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря, при­хо­ди­ли к афон­ской при­ста­ни боль­шие и ма­лые ко­раб­ли с про­дук­та­ми пи­та­ния и жиз­нен­но необ­хо­ди­мы­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Они пред­на­зна­ча­лись для 3 000 на­сель­ни­ков Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря и 4 000 рус­ско­языч­ных бра­тьев, под­ви­зав­ших­ся в раз­лич­ных ски­тах, ме­то­хах, кел­ли­ях и ка­ли­вах Свя­той Го­ры.

У Ве­ли­ких во­рот оби­те­ли со­би­ра­лась тол­па бед­ных мо­на­хов-си­ро­ма­хов и бла­го­че­сти­вых стран­ни­ков. Со­хра­ни­лись дан­ные о том, что око­ло 600-800 че­ло­век по­лу­ча­ли из рук мо­на­хов хлеб­ные ле­пеш­ки — че­ре­ки. В уроч­ные дни за ми­ло­сты­нею к мо­на­стыр­ским вра­там ста­ли при­хо­дить ни­чем не за­ни­ма­ю­щи­е­ся, упи­ва­ю­щи­е­ся и ни­ко­му не под­чи­ня­ю­щи­е­ся лю­ди. 14 ав­гу­ста 1903 го­да в мо­на­стырь по­сту­пи­ло пись­мо из Ки­но­та, в ко­то­ром вы­ра­жа­лось недо­воль­ство от­но­си­тель­но «бес­по­лез­ной» и «вред­ной», по его мне­нию, ми­ло­сты­ни. Выс­шее Свя­щен­ное управ­ле­ние Свя­той Го­ры по­тре­бо­ва­ло от Свя­щен­но­на­ча­лия Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря от­ме­нить раз­да­чу ми­ло­сты­ни и най­ти бо­лее при­ем­ле­мую и несо­блаз­ни­тель­ную фор­му по­мо­щи. В по­сла­нии, в част­но­сти, го­во­ри­лось: «По­да­ва­е­мая еван­гель­ски ми­ло­сты­ня толь­ко то­гда бы­ва­ет при­ят­на и лю­без­на Бо­гу, ко­гда по­да­ет­ся в ра­зу­ме — лю­дям, до­стой­ным ми­ло­сты­ни и нуж­да­ю­щим­ся в оной. Да­ва­е­мая же лю­дям, ко­то­рые недо­стой­но пред­став­ля­ют со­бой про­си­те­лей ми­ло­сты­ни и ко­то­рые толь­ко на это по­се­ще­ние и рас­счи­ты­ва­ют, и ра­ди это­го и про­жи­ва­ют здесь, то­гда уж та­кая по­да­ча ми­ло­сты­ни ста­но­вит­ся при­чи­ной вре­да».

21 ав­гу­ста 1903 го­да, ров­но через неде­лю по­сле по­лу­че­ния ки­нот­ско­го пись­ма, мо­на­хи Рус­ской оби­те­ли ре­ши­ли в по­след­ний раз со­блю­сти тра­ди­цию и раз­дать ми­ло­сты­ню, а уже по­том за­чи­тать при­сут­ству­ю­щим со­дер­жа­ние пись­ма из Ки­но­та. В это вре­мя по обык­но­ве­нию у глав­ной пор­ты уже со­бра­лись в ожи­да­нии ми­ло­сты­ни сот­ни нуж­да­ю­щих­ся и стран­ству­ю­щих лю­дей. Во вре­мя раз­да­чи че­ре­ков иеро­мо­нах Гав­ри­ил сде­лал фо­то­сни­мок, на ко­то­ром про­явил­ся об­раз Бо­го­ма­те­ри, сми­рен­но по­лу­чав­шей вме­сте с дру­ги­ми про­си­те­ля­ми бла­го­сло­вен­ную ми­ло­сты­ню. Гля­дя на необыч­ный сни­мок, мо­на­хи тут же вспом­ни­ли рас­сказ ино­ка Се­ва­сти­а­на, слы­шав­ше­го от пор­та­рей, буд­то «один пу­стын­ник ви­дел несколь­ко раз жен­щи­ну при раз­да­че че­ре­ков». Неко­то­рые из по­движ­ни­ков, то­же ви­дев­ших на­яву Див­ную Де­ву сре­ди убо­гих мо­на­хов и про­си­те­лей ми­ло­сты­ни, хо­те­ли ска­зать об этом при­врат­ни­ку, од­на­ко в са­мый день фо­то­гра­фи­ро­ва­ния Ее ни­кто не ви­дел.

Бо­го­ро­ди­ца неиз­мен­но про­мыш­ля­ла о под­ви­за­ю­щих­ся в Сво­ем зем­ном жре­бии. По ве­ле­нию Ца­ри­цы Небес­ной мо­на­стырь про­дол­жил удо­вле­тво­рять нуж­ды бед­ной бра­тии: по­сле брат­ских тра­пез в оби­те­ли устра­и­ва­ли тра­пезы для бед­ня­ков, а ке­ларь вы­да­вал им со скла­да про­дук­ты пи­та­ния.

Ис­то­рия по­чи­та­ния

В кон­це 1980-х го­дов, с на­ча­лом вос­ста­нов­ле­ния оби­те­ли, чу­дес­ная фо­то­гра­фия бы­ла раз­мно­же­на с при­ло­же­ни­ем крат­ко­го опи­са­ния со­бы­тия и рас­про­стра­ня­лась сре­ди па­лом­ни­ков. Для но­во­го по­ко­ле­ния рус­ских лю­дей, по­стра­дав­ших от ате­и­сти­че­ской про­па­ган­ды, фо­то­гра­фия по­слу­жи­ла фак­то­ром уве­ре­ния в бы­тии ду­хов­но­го ми­ра, о чем мно­го­крат­но удо­сто­ве­ря­ли оби­тель па­лом­ни­ки.

Празд­но­ва­ние в честь Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за бы­ло уста­нов­ле­но Со­бо­ром стар­цев мо­на­сты­ря в 2003 го­ду с бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на ар­хи­манд­ри­та Иере­мии в 100-лет­нюю го­дов­щи­ну яв­ле­ния для бо­го­слу­жеб­но­го уве­ко­ве­чи­ва­ния па­мя­ти чу­дес­но­го со­бы­тия. На­име­но­ва­ние «Све­то­пи­сан­ный об­раз» ро­ди­лось в хо­де со­став­ле­ния бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния (сло­во «све­то­пи­са­ние» пред­став­ля­ет со­бой бук­валь­ный пе­ре­вод гре­че­ско­го сло­на «фо­то­гра­фия»). То­гда же бы­ло со­зда­но ико­но­пис­ное изо­бра­же­ние па­де­ния для бо­го­слу­жеб­но­го ис­поль­зо­ва­ния. На ос­но­ва­нии ле­то­пис­ных за­пи­сей и до­шед­ших уст­ных вос­по­ми­на­ний бы­ла вос­со­зда­на ис­то­ри­че­ская кан­ва со­бы­тия.

Текст по­сле­до­ва­ния одоб­рен Си­но­даль­ной бо­го­слу­жеб­ной ко­мис­си­ей.

В 2011 го­ду на ме­сте яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла со­ору­же­на па­мят­ная ча­сов­ня, в ко­то­рую был под­ве­ден ис­точ­ник во­ды для со­вер­ше­ния во­до­свят­ных мо­леб­нов. За­фик­си­ро­ва­ны слу­чаи об­лег­че­ния те­лес­ных и ду­шев­ных неду­гов от упо­треб­ле­ния во­ды это­го ис­точ­ни­ка.

В том же го­ду в пер­вом эта­же брат­ско­го По­кров­ско­го кор­пу­са был устро­ен и освя­щен храм-па­рак­лис в честь Све­то­пи­сан­ной ико­ны.

В 2011 го­ду изо­бра­же­ние ис­то­ри­че­ской фо­то­гра­фии на мра­мор­ной дос­ке бы­ло уста­нов­ле­но в мо­на­сты­ре Афон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в с. Чо­по­ви­ки Жи­то­мир­ской об­ла­сти.

По­доб­ная мра­мор­ная дос­ка с изо­бра­же­ни­ем фо­то­гра­фи­че­ско­го об­ра­за бы­ла уста­нов­ле­на в 2012 го­ду на при­хо­де Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра в Цар­ском Се­ле.

21 ав­гу­ста/3 сен­тяб­ря 2013 го­да ис­пол­ня­ет­ся 110 лет со дня яв­ле­ния Бо­го­ма­те­ри.

27 июля 2013 го­да на оче­ред­ном за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да в Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ре бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (жур­нал № 97) вклю­чить в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви празд­но­ва­ние вос­по­ми­на­ния яв­ле­ния Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­ше­го в Рус­ском на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре в 1903-м го­ду.

 

Последние новости

Нижегородская область вошла в топ-3 регионов по борьбе с контрафактом

Рейтинг составил Минпромторг РФ Нижегородская область заняла третье место среди регионов России по противодействию незаконному производству и продажам промышленной продукции в 2023 году.

75 нижегородских выпускников получили 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку

По сравнению с прошлым годом число стобалльников выросло на 50% В министерстве образования и науки Нижегородской области подвели итоги сдачи ЕГЭ по русскому языку выпускниками 11-х классов школ в основной период прове

Новак: Запад своими санкциями не смог изолировать экономику России

Запад своими беспрецедентными санкциями не смог изолировать экономику России.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *