1 октября. Преподобного Евмения, еп. Гортинского. Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии

18 сентября по старому стилю / 1 октября по новому стилю вторник Седмица 16-я по Пятидесятнице.

18 сентября по старому стилю / 1 октября по новому стилю
вторник
Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Поста нет.

Прп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Прп. Илариона Оптинского (1873).
Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мч. Кастора. Вмч. Бидзины, мчч. Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.
Сщмчч. Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); сщмчч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мч. Сергия Ведерникова (1937).
Молченской (1405), именуемой «Целительница» и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Гал., 212 зач.,V, 11–21. Лк., 11 зач.,III, 23 – IV, 1.

Кондак преподобного Евмения, глас 2:
Све́том Боже́ственным просвети́вся, всеблаже́нне,/ просвеща́еши ны,/ любо́вию пою́щия твое́ честно́е и сла́вное/ и свято́е, о́тче, преставле́ние,/ иера́рше Евме́ние,// моля́ непреста́нно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник.

Мысли на каждый день года
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Прп. Евмений, еп. Гортинский

Преподобный Евмений с юности отличался добродетельной жизнью. Он стремился служить Единому Богу и поэтому избегал мирских соблазнов. Заботясь о спасении души, все свое имущество он роздал нищим. Благословением Божиим преподобный Евмений был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Святитель как милостивый отец утешал своих пасомых в их скорбях, укреплял сирот и неимущих. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь. Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

 

Преподобная Евфросиния Суздальская

Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния, княж­на Суз­даль­ская , ро­ди­лась в 1212 го­ду. В Свя­том Кре­ще­нии но­си­ла имя Фе­о­ду­лия и бы­ла стар­шей до­че­рью свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ха­и­ла, ве­ли­ко­го кня­зя Чер­ни­гов­ско­го (па­мять 20 сен­тяб­ря). Бла­го­вер­ный князь Ми­ха­ил и его су­пру­га Фе­о­фа­ния дол­го не име­ли де­тей и ча­сто по­се­ща­ли Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где мо­ли­лись Гос­по­ду о да­ро­ва­нии им чад. Бла­го­вер­ная княж­на Ев­фро­си­ния бы­ла их пер­вой до­че­рью, ис­про­шен­ной у Гос­по­да в мо­лит­вах. Три­жды яв­ляв­ша­я­ся им Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца со­об­ща­ла, что их мо­лит­ва услы­ша­на и Гос­подь да­ру­ет им дочь.

Фе­о­ду­лия вос­пи­ты­ва­лась в глу­бо­кой ве­ре и бла­го­че­стии. На ее вос­пи­та­ние боль­шое вли­я­ние ока­зы­вал об­ра­зо­ван­ный бо­ярин Фе­о­дор (па­мять 20 сен­тяб­ря). Раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние и ред­кая кра­со­та княж­ны при­вле­ка­ли мно­гих.

Княж­на бы­ла со­сва­та­на за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Фе­о­до­ра († 1233; па­мять 5 июня), бра­та свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, но же­них ее скон­чал­ся в са­мый день свадь­бы. Княж­на оста­лась в Суз­даль­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь По­ло­же­ния Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри, где вско­ре при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния в честь Ев­фро­си­нии Алек­сан­дрий­ской.

Со­всем еще юная ино­ки­ня с уди­ви­тель­ной рев­но­стью ис­пол­ня­ла пра­ви­ла мо­на­ше­ской жиз­ни, за­мет­но пре­вос­хо­дя осталь­ных на­сель­ниц оби­те­ли твер­до­стью ра­зу­ма, ду­хов­ной зре­ло­стью и край­ней воз­дер­жан­но­стью. По­движ­ни­цу по­се­тил Сам Гос­подь, за­по­ве­дав ей бодр­ство­вать и утвер­ждать­ся в по­дви­ге. Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния до кон­ца зем­ной жиз­ни со­блю­да­ла на­став­ле­ния Спа­си­те­ля, пре­одолев бес­чис­лен­ное мно­же­ство ко­вар­ных ис­ку­ше­ний. О ред­кой по­движ­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии вско­ре узна­ли в Суз­да­ле и за его пре­де­ла­ми. Мно­же­ство на­ро­да по­се­ща­ло оби­тель, чтобы услы­шать по­уче­ния пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии о люб­ви, мо­лит­ве, по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ча­сто по­сле та­ких бе­сед мно­гие при­ни­ма­ли ино­че­ский об­раз и на­чи­на­ли бо­лее рев­ност­ное слу­же­ние Бо­гу. Са­ма игу­ме­ния мо­на­сты­ря при­бе­га­ла к со­ве­там пре­по­доб­ной. По прось­бе по­движ­ни­цы сест­ры оби­те­ли бы­ли раз­де­ле­ны на две по­ло­ви­ны: ино­кинь-дев­ствен­ниц и ино­кинь-вдо­виц. Это спо­соб­ство­ва­ло ду­хов­но­му воз­рас­та­нию и утвер­жде­нию в чи­сто­те се­стер мо­на­сты­ря. По­сле кон­чи­ны игу­ме­нии на­сто­я­тель­ство при­ня­ла пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния.

В осо­бом от­кро­ве­нии Гос­подь пред­ска­зал бла­жен­ной игу­ме­нии о му­че­ни­че­ской кон­чине ее род­но­го от­ца, а так­же о на­ше­ствии та­тар на Русь. В 1238 го­ду несмет­ные пол­чи­ща та­та­ро-мон­го­лов дей­стви­тель­но на­па­ли на Рус­ское го­су­дар­ство. Уни­что­жая всё на сво­ем пу­ти, они по­до­шли к Суз­да­лю. Го­род ими был пол­но­стью раз­ру­шен и со­жжен, и толь­ко оби­тель пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии уце­ле­ла по ее мо­лит­вам.

Пре­по­доб­ная пре­ста­ви­лась к Бо­гу 25 сен­тяб­ря 1250 го­да. У ее гро­ба ве­ру­ю­щие про­дол­жа­ли по­лу­чать бла­го­дат­ную по­мощь в ис­це­ле­нии раз­лич­ных неду­гов. 18 сен­тяб­ря 1698 го­да по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Адри­а­на мит­ро­по­лит Суз­даль­ский Ила­ри­он со­вер­шил про­слав­ле­ние пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии.

Прп. Иларион Оптинский

Пре­по­доб­ный Ила­ри­он (в ми­ру Ро­ди­он Ни­ки­тич По­но­ма­рев) ро­дил­ся в пас­халь­ную ночь с 8 на 9 ап­ре­ля 1805 го­да в се­мье Ни­ки­ты Фили­мо­но­ви­ча и Ев­фи­мии Ни­ки­фо­ров­ны По­но­ма­ре­вых. Его отец был че­ло­век бла­го­че­сти­вый и за­ни­мал­ся порт­нов­ским ре­меслом. Впо­след­ствии вслед за сы­ном и он при­нял мо­на­ше­ство в Оп­ти­ной пу­сты­ни с име­нем Ни­фонт, тру­дил­ся на скит­ской па­се­ке и скон­чал­ся в 1849 го­ду.

Все дет­ство и юность его про­шли в ро­ди­тель­ском до­ме в Но­во­хопер­ском уез­де Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. Ро­ди­он в дет­стве был ти­хо­го, крот­ко­го нра­ва. Бу­дучи при этом еще и нелов­ким, он ред­ко иг­рал со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми, лю­бил си­деть до­ма и по­мо­гал от­цу в его ре­мес­ле.

Мать Ро­ди­о­на пред­ре­ка­ла от­ро­ку с се­ми­лет­не­го воз­рас­та мо­на­ше­ство. Он еще с дет­ства чув­ство­вал в се­бе стрем­ле­ние стать мо­на­хом и ду­мал, что порт­нов­ское ре­мес­ло ему при­го­дит­ся в мо­на­ше­ской жиз­ни.

В 1829 го­ду, бу­дучи 24 лет от ро­ду, Ро­ди­он пе­ре­ехал с се­мей­ством сво­им в го­род Са­ра­тов, где про­вел де­вять лет жиз­ни. Бу­дучи рев­ни­те­лем бла­го­че­стия, он неот­ступ­но сле­до­вал уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви и оте­че­ски на­зи­дал за нрав­ствен­но­стью и неуклон­ным ис­пол­не­ни­ем хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей ра­бо­чи­ми сво­ей ар­те­ли. Ро­ди­он Ни­ки­тич обу­чил сво­их ра­бо­чих цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию, празд­но­сло­вие и непри­стой­ные шут­ки во вре­мя ра­бо­ты вся­че­ски вос­пре­ща­лись. Сам Ро­ди­он был чрез­вы­чай­но мя­гок, кро­ток и ми­ро­лю­бив.

В Са­ра­то­ве под по­кро­ви­тель­ством прео­свя­щен­но­го Иа­ко­ва Ро­ди­он Ни­ки­тич му­же­ствен­но бо­рол­ся с рас­коль­ни­ка­ми раз­лич­ных тол­ков за чи­сто­ту пра­во­сла­вия.

По­сте­пен­но, с ду­хов­ной зре­ло­стью, при­хо­дит и окон­ча­тель­ная ре­ши­мость оста­вить все и по­сле­до­вать Хри­сту. Еще не зная, ка­кую вы­брать оби­тель, Ро­ди­он часть 1837-го и весь 1838 го­ды про­во­дит в по­езд­ках по за­ме­ча­тель­ней­шим мо­на­сты­рям Рос­сии. По­се­тив мно­гие оби­те­ли, он успо­ко­ил­ся ду­хом лишь в Ко­зель­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни, об­ре­тя то, что ис­кал на про­тя­же­нии по­чти двух лет, – стар­че­ское окорм­ле­ние и ду­хо­нос­ных му­жей, спо­соб­ных с Бо­жи­ей по­мо­щью и его со­де­лать до­стой­ным на­след­ни­ком Небес­но­го Цар­ствия. 13 мар­та 1839 го­да он был уже при­нят в чис­ло скит­ской бра­тии.

В то вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ли бла­жен­ные стар­цы Лео­нид и Ма­ка­рий. Ро­ди­о­на по­се­ли­ли на жи­тель­ство по со­сед­ству с кел­ли­ей быв­ше­го ва­ла­ам­ско­го игу­ме­на от­ца Вар­ла­а­ма, ока­зав­ше­го бла­го­де­тель­ное вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца. Ис­по­ве­до­ва­лись бра­тья у пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, вме­сте с тем Ро­ди­он еже­днев­но хо­дил на от­кро­ве­ние по­мыс­лов в мо­на­стырь к стар­цу Лео­ни­ду. По­сле на­зна­че­ния 1 де­каб­ря 1839 го­да пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия ски­то­на­чаль­ни­ком Ро­ди­он был из­бран им в ке­лей­ни­ки и в этом по­слу­ша­нии про­был в те­че­ние два­дца­ти лет, то есть до дня бла­жен­ной кон­чи­ны стар­ца Ма­ка­рия в 1860 го­ду. Взяв на се­бя спа­си­тель­ный крест по­слуш­ни­че­ства, воз­рас­тая во внут­рен­нем де­ла­нии, пре­по­доб­ный Ила­ри­он все­мер­но по­нуж­дал се­бя к несе­нию и те­лес­ных тру­дов. Кро­ме по­слу­ша­ний, ко­то­рые пре­по­доб­ный Ила­ри­он нес как ке­лей­ник сво­е­го стар­ца, он так­же по нуж­дам скит­ской бра­тии и хо­зяй­ства был ого­род­ни­ком, са­дов­ни­ком, ва­рил квас, пек хле­бы, за­ни­мал­ся на па­се­ке ухо­дом за пче­ла­ми.

В по­след­ние дни сво­ей жиз­ни ста­рец Ма­ка­рий бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на про­дол­жать стар­че­скую де­я­тель­ность, вру­чив его ду­хов­но­му ру­ко­вод­ству мно­гих из сво­их ду­хов­ных де­тей, чем под­черк­нул пре­успе­я­ние пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на во внут­рен­нем де­ла­нии.

При­няв от сво­е­го стар­ца это по­слу­ша­ние, пре­по­доб­ный ста­рец Ила­ри­он нес его до по­след­не­го дня жиз­ни.

С 8 ап­ре­ля 1863 го­да на стар­ца Ила­ри­о­на бы­ло воз­ло­же­но но­вое по­слу­ша­ние: он был на­зна­чен на­чаль­ни­ком ски­та и об­щим ду­хов­ни­ком мо­на­сты­ря. Ис­тин­ным пас­ты­рем доб­рым был пре­по­доб­ный ста­рец Ила­ри­он: во вся­кое вре­мя, да­же в по­след­ние дни тя­же­лой сво­ей пред­смерт­ной бо­лез­ни, за­бо­тил­ся он о сво­их ча­дах и был все­гда го­тов прий­ти на по­мощь их ду­хов­ным и жи­тей­ским нуж­дам. При за­ня­ти­ях с брат­ством оби­те­ли у стар­ца не бы­ло от­ка­за ни­ко­му и из по­сто­рон­них по­се­ти­те­лей. Го­ря лю­бо­вью к свя­той ве­ре пра­во­слав­ной, ста­рец каж­до­го при­ез­жав­ше­го в оби­тель невер­но­го или рас­коль­ни­ка вра­зум­лял и об­ра­щал к ма­те­ри на­шей Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Вер­ность и лю­бовь к Ми­ло­серд­но­му Спа­си­те­лю на­ше­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, са­мо­от­вер­жен­ное сле­до­ва­ние по пу­ти еван­гель­ских за­по­ве­дей Его сде­ла­ли серд­це сми­рен­но­го стар­ца вме­сти­ли­щем мно­гих да­ров Ду­ха Свя­то­го, ко­то­рые в изоби­лии из­ли­ва­лись на при­бе­гав­ших к его по­мо­щи. На­ря­ду с бла­го­дат­ным да­ром ду­хов­но­го рас­суж­де­ния пре­по­доб­ный Ила­ри­он имел дар про­зор­ли­во­сти, был му­жем учи­тель­ным, ве­ду­щим ис­тин­но по­движ­ни­че­скую жизнь. Од­на­ко не толь­ко по­чи­та­ние и лю­бовь вы­па­да­ли на его до­лю, но ино­гда и ху­лу и кле­ве­ту при­хо­ди­лось тер­петь пре­по­доб­но­му. Но все это он пе­ре­но­сил с ве­ли­ким сми­ре­ни­ем и снис­хож­де­ни­ем ко всем немо­щам люд­ским.

В 1870 го­ду здо­ро­вье стар­ца ухуд­ши­лось, но несмот­ря на это он по­се­щал все бо­го­слу­же­ния.

4 мар­та 1872 го­да, в суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста, ста­рец слу­жил по­след­нюю ли­тур­гию. В вос­кре­се­нье 5 мар­та ста­рец слег окон­ча­тель­но, а 9 мар­та был по­стри­жен в схи­му с со­хра­не­ни­ем име­ни Ила­ри­он.

За че­ты­ре неде­ли пре­по­доб­ный пред­ска­зал день сво­ей кон­чи­ны. На­ко­нец 18 сен­тяб­ря/1 ок­тяб­ря 1873 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Та­ин, ста­рец мир­но по­чил о Гос­по­де в по­ло­вине ше­сто­го утра в пол­ном со­зна­нии и па­мя­ти. Ви­дев­шие пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на на смерт­ном од­ре зре­ли пе­ред со­бой при­мер уди­ви­тель­но­го сми­ре­ния, кро­то­сти и тер­пе­ния.


Святая мученица Ариадна была рабыней Тертилла, старейшины города Промиссии (Фригия) при императоре Адриане (117–161). Однажды, когда хозяин по случаю рождения сына совершал жертвоприношение языческим богам, христианка Ариадна отказалась участвовать в нечестивом торжестве. За это ее подвергли побоям и, подвесив, рвали тело острыми железными крюками. Потом мученицу бросили в темницу и долго морили голодом, принуждая поклониться идолам. Когда святую освободили из темницы, она ушла из города, но Тертилл послал за ней погоню. Увидев, что ее преследуют, святая мученица побежала, взывая к Богу, чтобы Он защитил ее от врагов. Внезапно по ее молитве в горе образовалась расщелина, и святая Ариадна скрылась в ней. Это чудо привело в смятение и страх преследователей, и они в помрачении ума начали избивать друг друга копьями.

 


 

Му­че­ни­цы Со­фия и Ири­на бы­ли обез­глав­ле­ны по­сле ис­тя­за­ний за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста в цар­ство­ва­ние Авре­ли­а­на в III в. пра­ви­те­лем Егип­та Клав­ди­ем.

Их мо­щи пе­ре­не­се­ны Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким в Ца­рь­град.

Мученики Бидзина (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658–1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза.

Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава.

Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.

Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, лишь в конце XVIII века в России прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в московском Алексеевском женском монастыре.

Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской Церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!». Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием – своего Ангела-Хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.

На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.

В дореволюционное время в России икона Божией Матери «Целительница» вызывала особое почитание верующих. Среди исторических сведений того времени можно обнаружить следующую информацию: «...список с той иконы принесен был в Москву, в Алексеевский девичий монастырь, но в котором именно году, исторических документов не найдено. В подробной описи монастырского имущества, составленной в 1757 году при поступлении новой игумении Иринархии на место покойной Феофании (18 июня 1757 г.), иконы Богоматери с наименованием "Целительница" не встречается, но в то же время известно, что в конце XVIII века эта икона уже была в Алексеевском девичьем монастыре и прославилась чудотворениями.

Эта икона – единственная в Москве чудотворная икона Богоматери с таким наименованием.

Размером она небольшая: в вышину семь, а в ширину шесть вершков; помещена в серебряно-вызолоченный складень с эмалевыми украшениями. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Риза украшена множеством бриллиантов и других драгоценных камней; одежда на Богоматери сплошь низана жемчугом. Ценность украшений доходит до четырех тысяч руб.

Икона находится в Крестовоздвиженской церкви, или в соборном монастырском храме, как иногда называют эту церковь, на южной стороне. Самый складень с иконою вставлен в каменном столбе, поддерживающем свод собора; пред иконою – особый помост, имеющий с двух сторон небольшие каменные ступени; перед иконою подсвечник с девятью лампадами» (Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. М., 1889).

Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительницы» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительницы» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.

В настоящее время местночтимую икону Божией Матери «Целительница» можно увидеть по левую сторону от алтаря в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1992 году в честь иконы «Целительницы» был освящен новый больничный храм при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.

По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла уста­нов­лен Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков зем­ли Вла­ди­мир­ской. Празд­но­ва­ние Со­бо­ра бу­дет от­ме­чать­ся 1 ок­тяб­ря, в день па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Кон­стан­ти­на Твер­ди­сло­ва. Ни­же при­ве­ден спи­сок свя­тых, во­шед­ших в Со­бор, с ука­за­ни­ем дня па­мя­ти и ме­ста их слу­же­ния на Вла­ди­мир­ской зем­ле.
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Твер­ди­слов † 18 сен­тяб­ря / 1 ок­тяб­ря 1937. Свя­то-Вос­кре­сен­ская цер­ковь г. Юрьев-Поль­ско­го, Свя­то-Ка­зан­ский ка­фед­раль­ный со­бор г. Вяз­ни­ки, Свя­то-Вве­ден­ская цер­ковь г. Вяз­ни­ки.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Кры­лов † 26 де­каб­ря / 8 ян­ва­ря 1938. Храм с. Смер­до­во Юрьев­ско­го уез­да, храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (не со­хра­нил­ся) с. Ель­те­су­но­во Став­ров­ско­го рай­о­на.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Афа­на­сий Са­ха­ров † 15 / 28 ок­тяб­ря 1962. Го­род Вла­ди­мир (Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь), г. Пе­туш­ки.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (По­кров­ский) † 3 / 16 но­яб­ря 1936. Се­ло Гон­ча­ро­во Суз­даль­ско­го уез­да (ныне не су­ще­ству­ет), се­ло Голь­цо­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да (ныне Алек­сан­дров­ско­го рай­о­на).
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин Бла­го­на­деж­дин †18 сен­тяб­ря / 1 ок­тяб­ря 1937. Се­ло Че­ко­во (вхо­дит в со­став Небы­лов­ско­го сель­ско­го по­се­ле­ния Юрьев-Поль­ско­го рай­о­на).
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Вве­ден­ский † 21 мар­та / 3 ап­ре­ля) 1931. Рож­де­ствен­ская церквь в се­ле Леж­не­во Ков­ров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии (ныне пос.Леж­не­во в Ива­нов­ской об­ла­сти).
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир Те­рен­тьев † 18 фев­ра­ля / 3 мар­та 1933. Смо­лен­ская Зо­си­мо­ва пу­стынь в Алек­сан­дров­ском рай­оне.
Ис­по­вед­ник Ге­ор­гий Се­дов † 13 / 26 фев­ра­ля 1960. Жил в де­ревне Чу­ри­ло­во Юрьев-Поль­ско­го уез­да. Цер­ковь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Лы­ко­во Юрьев-Поль­ско­го рай­о­на.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ге­ра­сим (Мо­ча­лов) † 22 но­яб­ря / 5 де­каб­ря 1937. Смо­лен­ская Зо­си­мо­ва пу­стынь в Алек­сан­дров­ском рай­оне.
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­ман Ря­шен­цев † 2 / 15 сен­тяб­ря 1937. Ка­фед­раль­ный со­бор г. Вяз­ни­ки.
Му­че­ник Ди­мит­рий Ру­да­ков † 14 / 27 но­яб­ря 1937. Храм се­ла Гав­риль­це­во (ли­бо с. Го­ле­ни­ще­во) Юрьев-Поль­ско­го рай­о­на.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий Ле­бе­дев † 30 ав­гу­ста / 12 сен­тяб­ря 1938. Смо­лен­ская Зо­си­мо­ва пу­стынь в Алек­сан­дров­ском рай­оне.
Му­че­ник Иг­на­тий Мар­ков † 28 мая / 10 июня 1931 (ве­ро­ят­нее все­го Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский храм, де­рев­ня Мах­ра, Алек­сан­дров­ско­го рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти, т.к. он бли­же все­го к ме­сту его жи­тель­ства, как и ука­за­но в жи­тии)
Пре­по­доб­но­му­че­ник Илия Вят­лин † 23 мар­та / 5 ап­ре­ля 1938. Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ская Свя­то-Лу­ки­а­но­ва муж­ская пу­стынь. д. Лу­кьян­це­во, Алек­сан­дров­ский рай­он.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Пи­ра­ми­дин † 19 но­яб­ря / 2 де­каб­ря 1937. Храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, се­ло Груз­де­е­во, Юж­ский рай­он, Ива­нов­ская об­ласть.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ти­хо­ми­ров † 4 /17 фев­ра­ля 1938. Со­бор По­кро­ва Бо­жи­ей ма­те­ри, г. Ме­лен­ки, Вла­ди­мир­ская об­ласть; храм Иеру­са­лим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, се­ло Во­спуш­ка, Пе­ту­шин­ский рай­он, Вла­ди­мир­ская об­ласть.
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Леон­тий (Ста­се­вич) † 28 ян­ва­ря / 10 фев­ра­ля 1972. Спа­со-Ев­фи­ми­ев­ский мо­на­стырь, г. Суз­даль. Храм Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, г. Суз­даль; храм свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, г. Суз­даль.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий (Мор­жов) † 28 мая / 10 июня 1931. Свя­то-Смо­лен­ская Зо­си­мо­ва пу­стынь, Алек­сан­дров­ский рай­он, Вла­ди­мир­ская об­ласть.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Доб­ро­нра­вов † 27 но­яб­ря / 10 де­каб­ря 1937. Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор г. Вла­ди­ми­ра. Вла­ди­мир­ская и Суз­даль­ская епар­хия (пра­вя­щий ар­хи­ерей).
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (Ер­шов) † 3 / 16 де­каб­ря 1937. Цер­ковь Свя­той Тро­и­цы, се­ло Дол­го­по­лье (Пав­лов­ская пу­стошь), Алек­сан­дров­ский рай­он, Вла­ди­мир­ская об­ласть.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Петр Чель­цов † 30 ав­гу­ста / 12 сен­тяб­ря 1972. Храм Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, се­ло Нар­ма, Гусь-Хру­сталь­ный (Кур­лов­ский) рай­он, Вла­ди­мир­ская об­ласть; храм Рож­де­ства Хри­сто­ва, се­ло За­кол­пье, Гусь-Хру­сталь­ный рай­он; храм Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы, с. Ве­ли­ко­дво­рье (Пят­ни­ца), Гусь-Хру­сталь­ный рай­он.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Ру­фиц­кий † 14 / 27 но­яб­ря 1937. Храм Ка­зан­ской Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, се­ло Се­ди­ко­во, Воз­не­сен­ская во­лость, Ков­ров­ский уезд, Вла­ди­мир­ская гу­бер­ния; храм Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, се­ло Ива­но­во, Пе­ту­шин­ский рай­он, Вла­ди­мир­ская об­ласть.
Му­че­ни­ца Та­ти­а­на Грим­блит † 10 / 23 сен­тяб­ря 1937. Го­род Алек­сан­дров, г. Юрьев-Поль­ский Вла­ди­мир­ской об­ла­сти.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор Ле­бе­дев † 12 / 25 сен­тяб­ря 1937. Цер­ковь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Храм, се­ло Алек­си­но, Коль­чу­гин­ский рай­он (Юрьев­ский уезд), Вла­ди­мир­ская об­ласть.

 

Последние новости

Новая медицинская инициатива для местного населения

В учреждении откроется центр первичной медико-санитарной помощи.

Заседание рабочей группы по участию адвокатов в судах Нижегородской области

Обсуждение вопросов участия адвокатов в судебных заседаниях.

Последние дни для уплаты налогов в Нижегородской области

Жителям региона напоминают о необходимости своевременной уплаты имущественных налогов и НДФЛ.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Уфе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *